Наша страна талантами не обделена

В эти дни в Париже проходят гастроли Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова. В столице Франции наши актёры представляют спектакли «Евгений Онегин» и «Дядя Ваня».

Несмотря на то, что часть труппы в настоящий момент в Москве отсутствует, жизнь в одном из самых любимых москвичами театров по-прежнему бьёт ключом, и спектакли каждый вечер здесь идут с аншлагом.

А ещё – с наступлением сентября вновь распахнули свои двери для учащихся школы, техникумы и высшие учебные заведения. Не остался в стороне и расположенный по соседству с Театром им. Вахтангова знаменитый Театральный институт имени Б.В. Щукина, который в этом году отмечает своё 105-летие.


На днях журналист «ЛГ» встретился с Народным артистом России Евгением Князевым. Ректор театрального института, он рассказал о насыщенной студенческой жизни «щукинцев» и многолетних традициях Театра им. Вахтангова. Конечно, несколько вопросов мы задали ему и как члену Общественной палаты Московской области.

 

- Евгений Владимирович, 20 сентября состоялся последний день, когда жители Московской области могли защитить свои проекты на соискание ежегодной губернаторской премии «Наше Подмосковье». Как член жюри Вы наверняка уже успели познакомиться со многими проектами. Что-нибудь особенное запомнилось?


- Пока это тайна и она не подлежит никакой огласке. Действительно, есть очень яркие и необычные проекты, они вызвали большой интерес не только у меня, но и других членов жюри.


Отрадно, что в Подмосковье огромное количество желающих принимать участие в этой премии, в премии хороших дел. Несмотря на все жизненные трудности, личные и финансовые неприятности, люди находят в себе силы заниматься общественными делами.


Да, можно весь день просидеть перед телевизором, а можно выйти из дома на улицу и самостоятельно или с соседями-единомышленниками преобразить дворовую территорию, разбить красивую клумбу, вместе поддерживать чистоту и порядок в родном подъезде. Прекрасно, когда инициативные граждане занимаются общественной деятельностью, направленной не только на решение поставленных перед собой задач, но и на привлечение к ним нужных людей.


Живут в нашем регионе и люди, готовые безвозмездно помогать инвалидам и одиноким пожилым людям. Кто-то занимается бездомными животными, кто-то изготавливает тактильные иконы для слепых и слабовидящих людей, кто-то создаёт благотворительные фонды с целью помочь детям с тяжёлыми заболеваниями – так много всего необычного и неожиданного, что диву даёшься, до какой степени наши земляки себя проявляют.


- Пользуясь случаем, не могу не спросить и о подмосковных театрах. Только не будем брать во внимание Московский областной ТЮЗ и Губернский театр, расположенные в столице. В чём вообще изюминка провинциальных театров?


- Слово «провинция» в этом словосочетании всё-таки больше относится к внутреннему состоянию. Поэтому те театры, которые находятся не в центре столицы, а на периферии (но это вовсе не значит, что по состоянию духа они периферийные), предпочтительнее называть региональными. Какие прекрасные театры в Екатеринбурге, Омске, Калуге, Туле. Там живут и работают артисты, которые являются героями для своего региона. И зачастую зрители приходят не просто на спектакль, они идут, чтобы увидеть на сцене своего любимого актёра.


Конечно, много в России и маленьких театров. Например, в Лобне, где находится моя дача, работает небольшой театр «Камерная сцена» с очень насыщенным репертуаром. Есть и другие интересные театры в Подмосковье: в Химках, Ногинске, Подольске, Серпухове… Вообще в большинстве городов Московской области есть свои театры, и зрители ходят в них с огромным удовольствием. И перед людьми, которые работают в этих театрах, я снимаю шляпу и говорю им «большое спасибо» за то, что они пропагандируют настоящее искусство в своих городах и сёлах.


Должен сказать, что наша страна талантами не обделена. Много одарённой молодёжи приезжает со всей России в Москву и поступают в наш театральный институт. Среди студентов «Щуки» можно встретить парней и девушек из Екатеринбурга, Красноярска, Новосибирска, Перми, с Сахалина. Конечно, много ребят из Подмосковья: из Люберец, Мытищ, Лобни.


Кстати, мы продолжаем готовить специалистов для региональных и национальных театров. В настоящее время у нас учится бурятская студия, замечательные ребята, я всем советую побывать на их спектаклях в нашем Учебном театре. Совсем недавно мы выпустили абхазскую студию, у нас учились кабардинцы. Сейчас также учатся балкарцы, ребята из Калмыкии и Коми. В следующем году будем открывать студии для Калуги и Якутии.


Театральный институт имени Б. Щукина многонационален, ведь мы с удовольствием принимаем к нам любого талантливого человека.


- После окончания обучения выпускники, как правило, возвращаются работать в свой регион или, если есть желание, могут остаться в Москве?


- Система образования предусматривает такой момент, что студенты, поступающие на целевое обучение, должны подписать договор со своим театром. Поэтому после окончания института они возвращаются в родной регион, где начинают или продолжают работать в своём театре.


- Знаю, что студенты нередко принимают участие и в спектаклях Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова. Этой традиции уже много лет, верно?


- Когда ребята поступают на 1 курс, они должны понимать, что театр состоит не только из того, чтобы выходить на сцену и играть. Театр – это огромный организм, состоящий как из репетиций, работы с режиссёрами и педагогами по сценической речи, ритмике, пластике, сценическому движению и музыке, так и из необходимых для создания спектакля декорационного, гримёрного, костюмерного, звукооператорского и осветительского цехов.


Студенты первого курса помогают выпускникам в подготовке дипломного спектакля. Первым делом, они пробуют себя в роли установщика декораций, осветителя, звукооператора, гримёра, костюмера.


И когда спектакль сыгран, они так же должны всё благополучно разобрать. Эта традиция в нашем театре существует давно, она пошла ещё от Вахтангова.


Например, в спектакле «Посвящение Еве», который с большим успехом идёт на основной сцене театра уже 20 лет, тоже заняты наши студенты. Ещё учащиеся задействованы в постановке «Мадемуазель Нитуш» и двух детских спектаклях «Питер Пэн» и «Кот в сапогах».


- К сожалению, школьная программа по литературе стала довольно куцей. Одни произведения убирают, другие не успевают добавить. Многое оставляют для внеклассного чтения. Знают ли студенты «Щуки» кто такие Чернышевский и Фадеев, читали ли «Мать» Горького?


- Вряд ли. Некоторые даже могут не знать, что роман «Мать» написал Горький, а Чернышевский для них вообще тёмный лес. Поэтому наша задача – заставить их интеллектуально образовываться, заставить читать, заставить мыслить. И прекрасно, если они научатся учиться. Важно понимать, что любой предмет, который назначен здесь по учебному плану, нужен для того, чтобы при благоприятном стечении обстоятельств ты смог состояться в профессии.


- Не каждый студент поначалу понимает, что не талант главное в актёрской профессии, а трудолюбие и терпение…


- Маленький глупенький ребёнок тот, кто считает, что раз он поступил в театральный институт, значит, его дело уже решено. Да, кому-то кажется, что мы занимаемся «какой-то глупостью», обучая правильно говорить и пластично двигаться. «Я и без вас всё это могу и умею», – полагают некоторые студенты. Однако важно понимать, что всё это надо делать на таком уровне, чтобы никто другой так не смог. А для этого нужно учиться, учиться и учиться! Постижение нашей профессии – труд, терпение и только после этого – талант.


Нужно по-настоящему заниматься делом, чтобы театр с позиции ремесла вырос до позиции искусства.


- Как начинающему актёру не бояться выйти на сцену?


- Не поверите, я тоже до сих пор волнуюсь. Стоит первый шаг сделать на сцену, и тебя такой страх охватывает, такое сомнение – а вдруг что-то не получится? Помилуй, Бог, забыть какую-нибудь реплику.


Конечно, спектакль начинается, и сценическое волнение куда-то уходит. Но когда его совсем нет, спектакль идёт хуже.


- Многим людям, в том числе и актёрам, присуща зависть. Есть рецепт как от неё избавиться?


- Зависть – это грех, очень плохое качество. Нужно работать над собой, и тогда у тебя тоже что-нибудь получится лучше, чем у других.


Нет одинаковых людей, и ни у кого не может быть одинаковой судьбы.


- Слышал, что абитуриентов перед поступлением иногда «смотрят» студенты старших курсов, одним они дают дельные советы, а кому-то намекают, что вряд ли из них выйдет хороший актёр…


- Такого быть не должно. Но если они действительно этим «промышляют», то это их абсолютнейшая самодеятельность. Если я об этом узнаю, мало им не покажется. (Улыбается).


- Не все ныне известные актёры мечтали об этой профессии, кто-то и вовсе считал её несерьёзной. Однако позже неоднократно признавались, что уже не видят себя без театра, без кино. У Вас это было по-другому?


- С детства я хотел быть актёром, поэтому уже со школы часто ходил на спектакли в Тульский драматический театр, наслаждался игрой артистов.


Получив аттестат, пробовал поступить в Театральное училище им. Щукина, но видимо был ещё совсем не готов, и меня не приняли. Чтобы не терять время даром, поступил в Тульский политехнический институт и, окончив его, получил специальность горного инженера. Тем не менее, я снова попытал счастье и раскинул показаться в «Щуку». И меня приняли.


- В 2003 году Народный артист СССР Владимир Этуш сложил с себя полномочия ректора Театрального института имени Б. Щукина. И по результатам проведённых выборов на эту ответственную должность были назначены Вы. Конечно, большой груз ответственности лёг на Ваши плечи. Приходится, порой, отказываться от гастролей с театром, от съёмок в кино?


- Много от чего приходится отказываться, но я ни о чём не жалею. Всё, что не делает Господь – всё к лучшему. Конечно, если мне нравится материал – соглашаюсь, а если нет – отказываюсь.


- С большим интересом в своё время я посмотрел фильм режиссёра Андрея Бенкендорфа «Работа над ошибками». Вспоминается один яркий момент, когда Ваш герой – школьный учитель Петрушов пошёл навстречу старшекласснику и поставил ему в журнал вместо заслуженной «двойки» хорошую оценку. При этом взял с него обещание: подготовить к следующему уроку невыученный материал. Имеет место быть такая практика в театральном институте, когда педагог ставит оценку авансом?


- Да хоть «десятку» поставлю, только потом оправдай её. Отметка вообще ничего не значит. Когда студент признаёт свою ошибку и обещает её исправить – я в это верю. И верят наши педагоги. Если хватит сил и умения исправить свою ошибку, вернуть авторитет – ты победишь, а если нет, увы…


- Полагаю, каждый пятый студент не доходит до последнего курса?


- Да, у нас идёт большое отчисление. Но не потому, что плохие актёры, – просто не все выдерживают высокую нагрузку.


- Вы человек верующий? И суеверный ли?


- Верующий. А суеверный… Стараюсь не мечтать и не строить громадных планов.


- Как относитесь к психотерапевтам, экстрасенсам и людям, умеющим читать мысли?


- Уважаю их труд и не более того. Поэтому играя в кино Вольфа Мессинга, я сразу сказал режиссёру, что мы будем играть не его гений, а судьбу человека, который наделён этим гением и каково ему живётся с этим даром… или проклятием.

 

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора

Нет комментариев
Добавить комментарий