Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Наша зенитная артиллерия – против вражеской авиации

Участнику Великой Отечественной войны Николаю Гордееву вчера исполнилось 95 лет. По случаю этого знаменательного события журналист «ЛГ» вместе с председателем Совета ветеранов микрорайона «Высшая школа» Анной Портновой побывали у фронтовика в гостях.



Опубликовано - 10.04.20 в 07:43; время чтения ~ 1 минута



В Люберцах Николай Владимирович живёт больше сорока лет, хотя родился он и вырос в деревне Чувахлей на Нижегородчине. По словам фронтовика, когда-то в ней было около ста жилых домов, школа и фельдшерско-акушерский пункт, а вокруг простирались большие колхозные поля. Теперь же в деревне почти никого и ничего не осталось.


- Нас у родителей было пятеро, – говорит фронтовик. – В 1933 году мы с семьёй переехали в Горький, куда отца отправили работать на мукомольный завод. Окончив семилетку, я поступил в политехнический техникум. Летом 1941 года успешно сдал экзамены, и меня перевели на 3 курс. Несмотря на то, что уже началась Великая Отечественная, в сентябре студенты пришли учиться. Правда, после занятий мы копали траншеи и противотанковые рвы, строили оборонительные заграждения.


В марте 1943 года я защитил диплом и уже через несколько дней пошёл в военкомат. Меня направили в Кострому, где в то время находилось в эвакуации Ленинградское высшее военное инженерно-строительное училище. Экзамены сдал успешно, однако медкомиссия меня забраковала, обнаружив заболевание щитовидной железы. В результате в училище меня не приняли и направили в маршевую роту, базировавшуюся под Владимиром. Первое время всё было хорошо, но вскоре я стал замечать, что в тёмное время суток начинаю плохо видеть. Оказывается, у меня развивалась куриная слепота. Впереди нас ждал марш-бросок на 10 километров в форменном обмундировании. А так как ни врач, ни командир взвода не поверили в то, что слепну, все поставленные перед нами задачи я выполнял наряду с другими бойцами.


Перемещаемся то бегом, то ускоренным шагом, за руку меня всё время тащит мой товарищ, он тоже из Горького. Но в один прекрасный момент он меня отпускает, поскольку впереди около железнодорожных путей стоял шлагбаум, и все пробегали под ним. А у меня в глазах темно, всё расплывается. Конечно, я не разглядел стрелу и, пригнувшись, чтобы тоже под ней пробежать, изо всех сил врезался в неё лбом. Вот и всё. Из маршевой роты меня тоже «выпроводили».


Позже попал в учебный артиллерийский полк, находившийся в Коломне. Был помощником командира взвода. Обучал стрельбе военнослужащих, в том числе приехавших с фронта. В начале 1944 года меня направили в Томск, где находилось в эвакуации Ленинградское артиллерийское техническое училище зенитной артиллерии. В тот период, когда мы сюда приехали, училище было на карантине. Но без дела нас не оставили.


Сибирь. Реки в марте ещё покрыты толстым слоем льда. Меня поставили контролировать молодых солдат, которые, пробив во льду узенький канал, сплавляли по реке Томь брёвна. Сплавщики стояли через каждые 100 метров, если бревно застревало, багром они проталкивали его вперёд. Дальше брёвна грузили в вагоны-платформы и отправляли по железной дороге.


Когда сняли карантин, за год я прошёл здесь ускоренный курс обучения. Училище окончил с отличием, получив звание младшего лейтенанта. И меня направили в Закавказский военный округ, в зенитный артиллерийский полк зенитной артиллерии малого калибра. Был техником зенитного дивизиона. Мы стояли на охране Тбилисского авиационного завода.


В августе 1944 года, когда готовилась Ясско-Кишинёвская стратегическая наступательная операция, меня и ещё несколько человек направили командирами взводов в Молдавию. Позже нас перебросили в Баку охранять военные заводы. Наша зенитная артиллерия – против вражеской авиации! Здесь для меня война и закончилась.


В Баку я прослужил ещё шесть лет, был начальником артиллерийской мастерской. Потом в Калинине окончил Военную командную академию противовоздушной обороны, и меня направили в Крым, в оперативный отдел штаба дивизии. Был заместителем командира 18-го гвардейского зенитного ракетного Севастопольско-Феодосийского полка. К этому времени – в январе 1957 года – на полуострове уже была создана Крымская дивизия ПВО.


Служил в Северодвинске, был заместителем командира бригады. Здесь я уже получил звание полковника. В августе 1970 года по состоянию здоровья меня комиссовали.


Ветеран Великой Отечественной войны и Вооружённых Сил СССР Н.В. Гордеев награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

 


Богдан Колесников


Фото автора

Нет комментариев
Добавить комментарий