Наши вертолёты известны во всём мире

Почётному ветерану труда Московского вертолётного завода имени М.Л. Миля, кавалеру ордена «Знак Почёта» Петру Львовичу Заграничнову 11 февраля исполнилось 85 лет. Именно при его непосредственном участии здесь, на МВЗ, собирались опытные образцы знаменитых вертолётов Ми-8, Ми-24, Ми-26, а также другие модели, многие из которых, модифицируясь, оснащаются новым современным оборудованием.



Опубликовано - 14.02.21 в 13:15 время чтения ~ 5 минут



Юбиляр родился в Новосибирске в многодетной семье. В 1937 году главу семейства – Льва Ивановича – арестовали, осудив по печально известной 58-й статье. Поднять на ноги троих сыновей мать была не в состоянии. И на помощь пришли бабушка с дедушкой, её родители, которые взяли на воспитание маленького Петю.


- По-моему я учился в 3 классе, когда с фронта вернулся дядя Саша, мамин брат. В 1947 году его направили работать в Узбекскую ССР, и он забрал с собой своих родителей и меня, – вспоминает Пётр Львович. – Окончив 7 классов, я вернулся к матери в Новосибирск. Здесь поступил в индустриальный техникум, год проучился, а поскольку наш дом шёл под снос, мы переехали в Грозный, куда нас любезно пригласила тётя Валя, мамина сестра. Переводом меня приняли на 2-й курс Грозненского нефтяного техникума, где я познакомился со своей будущей супругой Ефросиньей, мы учились в одной группе. В 1955 году окончили его, оба получили специальность техника промышленного и гражданского строительства. Несколько месяцев успел я поработать, а вскоре пришла повестка из военкомата. В течение трёх лет служил в инженерных войсках на Урале. В армии, окончив спецкурс, освоил профессию электромонтажника. А Фросю к тому времени по распределению направили на завод железобетонных изделий, находившийся в Подмосковье, в рабочем посёлке Капотня.


Когда я демобилизовался, мы поженились, переехали в Люберцы и вместе прожили 57 счастливых лет. Ефросинья Матвеевна прошла на заводе трудовой путь от мастера до начальника производственного отдела. Я же проработал несколько лет на предприятиях ЖБИ, «Моснефтекип» и Томилинском электровакуумном заводе.


Возвращаясь однажды с работы домой, обратил внимание, что недалеко от железнодорожной платформы Панки начали возводить большой ангар. Вскоре узнал, что строят корпус для нового производственного комплекса опытно-конструкторского бюро М.Л. Миля. Обратился в отдел кадров, и в 1963 году меня приняли в сборочный цех электромонтажником.

Когда основные детали вертолёта успешно проходили лабораторные испытания, приступали к работе мы, оснащая машины всеми необходимыми деталями и оборудованием. Устанавливали электроаппаратуру, кронштейны, прокладывали жгуты и многое другое.


На ОКБ проектировались и собирались первые опытные образцы вертолётов. Затем они проходили испытания на земле и в небе при различных метеорологических условиях, а дальше – выдавался сертификат на серийное производство, оно осуществлялось уже непосредственно на авиационных заводах в Казани, Улан-Удэ и Ростове-на-Дону.


Пётр Львович проработал в сборочном цехе МВЗ им. Миля ровно 55 лет. В 2018 году его торжественно проводили на заслуженный отдых, но его дело на предприятии продолжил младший внук Арсений, он – инженер-конструктор 2-й категории.

Ветеран труда П.Л. Заграничнов награждён медалями «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», знаком «Отличник качества» Министерства авиационной промышленности СССР, знаком «Почётный работник МВЗ им. М.Л. Миля», другими наградами.


Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора


Нет комментариев
Добавить комментарий