Ветерану Великой Отечественной войны С.Л. Абияну 6 июля исполнилось 96 лет, более 65 из них он живёт в Люберцах.
Опубликовано - 25.07.21 в 10:00 время чтения ~ 3 минуты
Оптимист по жизни, Сурен Леонович несколько лет посвятил авиации, в его лётной книжке более 80 часов налёта, однако по состоянию здоровья весной 1948 года его комиссовали.
В течение 10 лет работал на Ухтомском вертолётном заводе, был лично знаком с создателем вертолётов «Ка» – легендарным авиаконструктором Н.И. Камовым. Позже работал в институте судостроения в Москве.
- Родился я в Баку. Перед началом войны мы жили вшестером: бабушка, мама с папой, нас двое братьев и наша сводная сестра – дочь отца от первого брака, – вспоминает Сурен Леонович. – Окончил я восемь классов и планировал продолжить учёбу в школе ФЗО, но в итоге поступил в ремесленное училище, меня зачислили в группу автослесарей.
Помню, в начале сентября 1941 года мы пришли в гараж Бакхлебторга, а там – всего две грузовые машины и никого из шофёров: всех мобилизовали на фронт. Оставался всего один мужчина, который на следующий день бросился под электричку… В скором времени нас перераспределили: меня и ещё одного парня направили в гараж ЦК, а остальных – на автобазу. Здесь я проработал три года, а 4 октября 1944-го был призван в армию.
Привезли нас в город Сальяны, там находилась лётная школа. Первым делом всех отправили помыться в бане и выдали обмундирование. Уже на следующий день в 6 утра подъём, завтрак и – на занятия. С 28 октября начались полёты. Два месяца спустя я сдал экзамен по технике пилотирования и по разнарядке попал в Краснодарскую военную авиашколу пилотов. Снова учёба. Когда война закончилась, её расформировали, а нас отправили во Фрунзе, где тоже находилось авиационное училище. Впереди ждали ещё три года учёбы, мы часто совершали полёты в зону, где выполняли фигуры высшего пилотажа.
За время учёбы освоил несколько типов самолётов, в том числе УТ-2 и учебно-тренировочный истребитель УТИ-4. В сентябре 1947 года училище я окончил. А через пару месяцев во время прохождения очередной медкомиссии у меня и ещё нескольких человек из нашей группы выявили туберкулёз. И отправили нас на лечение в Ташкент. 23 апреля 1948 года меня, старшего инженера-лейтенанта, комиссовали. Получил инвалидность, в течение трёх месяцев восстанавливался.
Окончив позже 10-й класс, приехал в Москву, где поступил в МАИ, а вскоре меня приняли на работу на Ухтомский вертолётный завод, в отдел главного технолога. Спустя 10 лет перешёл в институт судостроения, здесь я проработал конструктором почти два десятилетия. Отсюда и вышел на пенсию.
Богдан КОЛЕСНИКОВ
Фото автора