Семьдесят лет в любви и согласии. И вся жизнь в труде! Недавно депутат Дмитрий Крестинин и член Общественной палаты г.о. Люберцы Елена Канчели побывали в гостях у Василия Панфиловича и Марии Ивановны Гуторовых.
Опубликовано - 28.10.20 в 16:08 время чтения ~ 2 минуты
За счастьем им далеко ходить не пришлось, они жили по соседству, их деревни находились по разные берега речки Чичоры: Василий родился в Малых Извалах, что в нескольких километрах от Ельца, а Мария в Васильевке. Расписались молодожёны 4 января 1950 года, вырастили двоих детей, Ирину и Ивана, они инженеры. Помогали в воспитании внуков и правнуков.
В славном городе Люберцы, в северной его части, семья Гуторовых живёт больше 55 лет. Василий Панфилович посвятил жизнь строительной отрасли, Мария Ивановна долгие годы трудилась на Московском электроламповом заводе.
Во время беседы с журналистом «ЛГ» Мария Ивановна рассказала, что с 1939 года работала в колхозе. Когда началась война, наряду с другими девчатами она рыла окопы, валила лес для строительства блиндажей, днём трудилась на полях, а ночью возила зерно. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». До 1951 года трудилась в колхозе, а позже, переехав в Подмосковье, больше 20 лет проработала на Московском электроламповом заводе упаковщицей, штамповщицей, затем кладовщицей.
Василий Панфилович осенью 1944 года был призван в армию. До этого парень успел окончить 6 классов, затем школу ФЗО, получил профессию столяра. Чтобы не сидеть на шее у отца и матери пошёл работать, ведь у Федосьи Епифановны и Панфила Ивановича, его родителей, было четверо детей.
- Посадили в начале ноября нас, новобранцев, в теплушки и повезли в сторону Орла. Ехали мы до него железной дорогой около двух месяцев, – вспоминает ветеран. – Потом был Брянск, вскоре добрались до небольшого городка Дмитриева-Льговского. Здесь стоял 166-й запасной стрелковый полк. Нас высадили. Полгода подготовки и – вперёд. Война уже закончилась, и в мае 1945 года 166-й зсп был расформирован. Я продолжил службу в Воронеже в войсках НКВД (50-я дивизия конвойных войск НКВД-МВД СССР). Именно в тот период немецкие военнопленные участвовали в восстановлении разрушенных после войны городов – Воронежа, Белгорода, Курска, Орла, Ворошиловграда, Харькова... Спустя несколько лет, в конце 1949 года, меня перевели на службу в Джезказган Казахской ССР. Здесь как командиру взвода мне приходилось иметь дело с осуждёнными к каторжным работам.
Демобилизовавшись в 1951 году, я приехал в Капотню (До 1960 г. посёлок входил в состав Ухтомского, а позже Люберецкого района, – прим. авт.), где жила моя родня: родной брат и крёстный. Устроившись в трест «Особстрой-2», вместе с супругой мы поселились в посёлке Солнцево.
Принимал участие в строительстве одной из сталинских высоток – здания Министерства иностранных дел СССР на Смоленской площади. Затем в течение почти 20 лет был бригадиром бетонщиков, а позже мастером на заводе ЖБИ, находившемся в Камушках, исторической местности в Пресненском районе Москвы. Работал на бульдозерах и экскаваторах. Как рационализатора производственного процесса меня представили к ордену «Знак Почёта».
Невозможно сейчас сосчитать, сколько хрущёвок из плит перекрытий, изготовленных на нашем заводе, было возведено в Москве и других регионах.
В 1965 году, переехав с семьёй в Люберцы, устроился на работу в ПМК. (Передвижная механизированная колонна – учреждение, осуществляющее строительные, монтажные и ремонтные работы, – прим. авт.). Меня направили в командировку в Вербилки, здесь велись работы по осушению болот и очистке реки Дубны. Проработал я здесь недолго, заболела жена. Вернувшись домой, в Малаховке устроился экскаваторщиком в трест «Спецнефтьстрой». Мы построили здание поликлиники у Вечного огня в центре Люберец, а также терапевтический корпус ЛРБ № 2. На территории Московского нефтеперерабатывающего завода, что находится в Капотне, наши рабочие и техника были задействованы в сносе мазутохранилища (общий объём резервуара 30 тыс. кубических метров). Мы принимали участие в строительстве кормоцехов на птицефабрике в Серебряных Прудах, в Малаховке построили канализационную насосную станцию. Она до сих пор используется для перекачки хозяйственно-бытовых, промышленных и ливневых сточных вод, которые по трубам транспортируются на очистные сооружения в Некрасовку. Позже работал в Управлении механизации № 9 в Москве. Среди основных задач управления – выполнение строительно-монтажных и земляных работ на объектах крупнопанельного домостроения. Так на Юго-Западе столицы в 1980 году мы участвовали в возведении одних из первых в Москве 17-тиэтажных домов. Потом строили жилые микрорайоны в Крылатском и Новокосине. В 1997 году я ушёл на заслуженный отдых.
В завершение встречи мы попросили Василия Панфиловича надеть парадный китель. Для фотографии. Он погрустнел. «Когда я пришёл работать на строительство высотки на Смоленской площади, – вспоминает ветеран, – в раздевалке кто-то умыкнул мой китель со всеми висевшими на нём боевыми наградами: медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией». Ума не приложу, кому они понадобились»…
Богдан Колесников
Фото автора