В этом году в Люберцах 5 140 ребят отправились первый раз в первый класс. А всего в этом учебном году за парты сели 42 734 ученика. Нам удалось встретиться с учителем начальной школы гимназии № 16 «Интерес» Натальей Георгиевной Жолнеровой. Разговор получился теплым и интересным (не зря гимназия получила такое название). Во время встречи удалось погрузиться в прекрасную атмосферу детства, когда вся школа впереди, а в душе множество надежд и ожиданий.
Опубликовано - 04.09.22 в 12:00 время чтения ~ 10 минут
– Наталья Георгиевна, как по Вашему мнению, меняются дети, которые приходят в школу?
– Каждый набор приходят разные дети, они чем-то своим интересны и отличаются от предыдущих. Я начинала работать в 1988 году, и если сравнивать детей того времени, тех, кто учился с моей дочерью и нынешнее поколение, то, конечно, разница есть. Современные дети более открытые, раскрепощенные, свободные. Они умеют высказывать свою точку зрения, и всегда нацелены на успех.
Но есть и проблемы: дети быстро устают, у них низкая концентрация внимания, не могут долго сосредоточиться на чем-то и поэтому их надо переключать с одного вида деятельности на другой. Им реальные вещи не совсем понятны, они живут как будто виртуальной жизнью, видимо технический прогресс сделал свое дело. Они верят, что в жизни все происходит само собой, а нам приходится им объяснять, что нужно много трудиться, хорошо учиться и только благодаря этому можно добиться чего-либо в жизни.
– Как Вы выстраиваете доверительные отношения с классом?
– В начальной школе не приходится целенаправленно работать над тем, чтобы выстроить доверительные отношения. Дети приходят маленькими, доверчивыми, с открытыми сердечками. Самое главное для меня не потерять это доверие. В прошлом году первоклассники порой забывались и меня мамой называли: «Мама, я не то сделал» или «Мама, у меня вышла буква за поля». Я делала вид, что этих оговорок не заметила, и думала, что они мне как маме доверяют, надеются на помощь, рассказывают о проблемах и секретах. Чтобы сохранить их доверие, стараюсь с первых уроков показать, что я очень строгая и требовательная, но справедливая. Ребята всё равно чувствуют, что я добрая и уважаю их и их мнения. Помимо уроков, у нас проходит много мероприятий. Дети замечают все мелочи, обращают внимание на то, как ты относишься к той или иной ситуации.
– Что Вы делаете, если видите, что ученик не может найти друзей в классе?
– Современное обучение предусматривает интерактивные формы работы на уроке, которые направлены на то, чтобы дети выстраивали общение между собой, поэтому у нас в гимназии они постоянно на уроках работают в парах, группах, после чего появляются друзья и приятели. Как классный руководитель, я каждый год провожу социометрию. Мне важно понимать на сколько совпадают результаты моих наблюдений с результатами психологического исследования. Всегда в классе есть «лидеры», «принятые» и «непринятые» дети. Вроде бы внешне кажется, что все благополучно, что формируется дружный детский коллектив, но на самом деле учителю всегда есть над чем работать. Я практикую, что со 2-3 класса дети во внеурочной деятельности объединяются в группы по интересам или по желанию. Если в 1-м классе я провожу мероприятия сама и только привлекаю детей к совместной деятельности (например, «День именинника», «День мальчиков», «День девочек»), и показываю, как должно всё выглядеть, какие песни будем петь, какие стихи читать, то потом дети делают это самостоятельно. «Непринятого» ребенка прошу взять в какую-либо группу и дать ему ответственное поручение В этой группе в процессе подготовки к мероприятию все начинают взаимодействовать. Готовят сами все: и ведущего выбирают, и сценарии пишут, и роли распределяют – дети сейчас без комплексов, как будто они родились шоуменами, танцорами, певцами. Конечно, если у них что-то не получается, то всегда помогу. В итоге все находят друзей.
В нашей гимназии созданы очень комфортные условия для ребят. Для обучающихся мы проводим много мероприятий и на переменах. У нас есть «Умные перемены», а после уроков интеллектуальные игры, творческие мероприятия, спортивные игры, праздники, конкурсы, театральные постановки. Мы с удовольствием читаем книги на переменах друг другу, в группах, причём друзья могут быть как из параллельного класса, так и из других классов.
– Звонок для учителя все еще актуален?
– Да, если имеется в виду начало урока, то всегда. Учитель – эталон для ребенка, и он должен быть собран, организован, дисциплинирован. Конечно, хотелось бы заканчивать всегда со звонком, но иногда бывает невозможно прервать творческий процесс, который охватил нас на уроке, мы даже порой и не слышим звонка, потому как очень хочется дойти до логического завершения. Как правило, стараемся укладываться по времени.
– Что нравится и не нравится в профессии?
– Нравится, что участвую в развитии, в становлении личности ребёнка. Это не громкие слова, это реальность. Мне родители приводят маленького несмышленыша, а через четыре года это уже осознанный, взрослый, самостоятельный и талантливый человек. Порой сама удивляюсь тому, каким красивым и умным он стал. Понимаю, что моя профессия важна и нужна. А особенно приятно тогда, когда ученики после начальной школы бегают к тебе и после каждой хорошо написанной контрольной работы говорят слова благодарности. Вдвойне приятно, когда через много лет мои бывшие ученики и их родители находят меня через социальные сети и пишут длинные письма с воспоминаниями и добрыми словами. Сижу, до слез читаю, ведь это уже осознанные слова признательности, и думаю, что не зря выбрала эту профессию. Древний философ Аль Фараби сказал: «Если первый камень вкось, то вся стена наперекос» . Начальная школа – это тот самый первый камень…
Не нравится в моей профессии то, что в обществе отношение к учителям не такое доброжелательное, как хотелось бы. Профессия учителя – это тяжёлый, ежедневный кропотливый труд. Про заработную плату даже говорить не буду. Хотелось бы социальных льгот на оздоровление, потому что мы быстро выгораем, и есть такие платные медицинские услуги, которые учителям необходимы, но не все могут их себе позволить. Мы все время на виду, должны быть красивыми, ухоженными, стильно одетыми. А для этого тоже нужны средства. А ещё я мечтаю дожить до того времени, когда государство всех учителей будет обеспечивать социальным жильём.
– Какие у Вас были необычные истории за все время преподавания?
– Каждый раз первый год – это сплошной «Ералаш». Каждый день происходит что-то, но, к сожалению, не все истории остаются в памяти. Был мальчик, Денис, не откликался на свое имя. Ни Денис, ни Дэн, ни по фамилии, как будто не он. Я уже не вытерпела и спросила, как его мама дома называет, он ответил: «Лапунчик». Конечно, пришлось потом маму приглашать и объяснять, что не могу его так называть, ведь он уже ученик. Еще вспомнила, когда первый год работала, были у меня часы на цепочке. Смотрела все время сколько минут осталось до конца урока. Увидела у моих девочек появились ниточки и пуговки на них. Сначала не могла понять, что это такое, на просьбу снять не реагируют – прячут, а дальше снова достают. Потом как-то во время урока смотрю на часы, учебник держу, задачу разбирали, случайно глаза поднимаю и вижу – все мои девочки на пуговки свои смотрят. Тут до меня дошло, что это у них не пуговки на нитке, а часы на цепочке, как у учительницы.
– Почему выбрали профессию именно учителя начальных классов?
– Самая любимая учительница у меня Хмурина Марина Вячеславовна – учительница начальных классов. Причем она не была моим первым учителем. У нас два года не было постоянного учителя, потом пришла молодая девочка после 10-го класса, она хорошо училась в нашей школе и её оставили без специального образования работать учителем (тогда так можно было, учителей не хватало). Пришла она в наш уже 3-й выпускной класс. Молодая красивая блондинка с длинными волосами, глаза голубые. Она и пела, и танцевала. И мы с открытыми ртами смотрели на неё. Она как учитель, наверняка не могла много нам дать, но все её обожали. Мы до сих пор с ней общаемся, она в Оренбургской области живет, и я её очень люблю. У неё трое детей и много внуков, она хорошая мама и бабушка, и она умеет все: крючком вязать, пирожки печь, песни в народном хоре поёт и до сих пор работает в школе. В прошлом году ещё и в профессиональном конкурсе победила – как её можно было не полюбить?! Учитель ведь учит не только словом и делом, но и личным примером. Вот я и стала учителем начальных классов.
– Как работа учителя влияет на Вашу внешкольную жизнь?
– Учитель – всегда на виду, он – эталон для детей, образец во всем. Моя профессия обязывает меня жить так, чтобы не было поводов для ненужных и неприятных разговоров. Меня это нисколько не напрягает. Я благодарна своим родителям за то, что меня воспитывали строго и правильно.
– Участвовали ли Вы в профессиональных конкурсах?
– Я побеждала в номинации «Лучшая по профессии» в конце 80-х и начале 90-х. Позже стала сама готовить учителей-коллег к конкурсам, поскольку работала методистом в отделе образования. Была и в составе организационных комитетов, и членом жюри. А сейчас время участвовать молодым и талантливым. Но надо понимать, что они не столько себя показывают в этих конкурсах, сколько представляют систему работы и уровень мастерства всего коллектива. У нас в гимназии № 16 «Интерес» много талантливых и творческих педагогов, которые ежегодно принимают участие в различных профессиональных конкурсах и всегда становятся лауреатами или призёрами. Мы ими гордимся!
– Какие советы можете дать учителям?
– Любите свою профессию при всех сложностях современной жизни. Детей любите и всегда оставайтесь интеллигентными, культурными, тактичными, чтобы не говорили «а еще учителем работает». Достойно несите звание «Учитель».
Все чаще задаю себе вопрос: «А нам на смену придут такие же патриоты профессии?» Уверена, что придут. Моя ученица Королькова Вика, сейчас в 6 класс перешла, еще маленькая, но такая серьёзная и целеустремлённая девочка, всем сказала, что будет учителем. Я верю, что она им станет и я буду гордиться ей.
Беседовала
Анастасия Селезнева