Помню, как собаки уничтожали вражеские танки

Советские женщины вписали в летопись Великой Отечественной немало славных страниц. Они взяли на себя множество «чисто мужских» специальностей в тылу, так как мужчины ушли на войну, и кто-то должен был встать за станок, сесть за руль трактора, стать обходчиком железных дорог, освоить профессию металлурга… Клавдия Андреевна Тюленева, проживающая почти 65 лет в Люберцах, с ноября 1942 года по май 1945-го была вольнонаёмным рабочим 163-й походной мастерской по ремонту вещевого имущества.



Опубликовано - 14.06.20 в 15:58 время чтения ~ 2 минуты


 

Она родилась 24 сентября 1926 года в дер. Деревеньки Калужской губернии в многодетной семье. В 1930 г. вследствие сильной жары деревня загорелась. Как вспоминали очевидцы, за полтора часа пожар уничтожил около 120 домов. И семья нашей героини переехала ближе к Москве, в Абрамовский совхоз, уже здесь Клава пошла в детский сад. В 1932 году они перебрались в Малоярославец, около 10 лет здесь прожили, Клавдия успела окончить 6 классов, и семья снова переехала – в Наро-Фоминск. Летом 1941 года девочка успешно сдала экзамены и окончила 7-й класс, а 22 июня началась Великая Отечественная…


- Помню, на другом берегу Нары, где находились казармы и старинная текстильная фабрика, уже были немцы. Десятки населённых пунктов Наро-Фоминского района подверглись оккупации со стороны немцев. Вскоре нас выселили из дома, и мы перебрались ближе к Москве, в деревню Ожигово, – вспоминает Клавдия Андреевна. – В результате Наро-Фоминской оборонительной операции, успешно проведённой в начале декабря 1941 года, советские войска сорвали последнюю попытку супостатов прорваться к Москве, враги были отброшены за Нару.


Когда всё немного утихло, вместе с мамой мы по шпалам пошли в сторону дома, хотели увидеть, сохранился ли после боёв наш дом. Стёкла выбиты, дом полуразрушен… Кое-как подлатали его и вернулись сюда жить.


Решила я продолжить учёбу уже в ремесленном училище. Но вместо этого попала на трудовой фронт, вместе с другими девчатами и женщинами копала противотанковые рвы. Спустя месяца полтора вернулась домой. Позже, осенью 1942 года, устроилась в мастерскую по ремонту вещевого имущества, она находилась в военном городке, на территории которого дислоцировалась танковая дивизия, позже получившая наименование «Кантемировская». Шили гимнастёрки, шинели, брюки.

Сначала нас направили в Смоленскую область. Позже наши войска участвовали в освобождении Белоруссии, Польши и Прибалтики. До сих помню, как собаки с укреплённым на ней зарядом взрывчатого вещества под танки бросались. Шли на смерть… День победы выстрелила в г. Реппен.


В августе сорок пятого вернулась в Наро-Фоминск. В 1949 году вышла замуж, и уже на следующий год устроилась на завод «Моснефтекип». Работала в бюро пропусков. В 1956 году наша семья переехала в Люберцы. В течение 20 лет работала оператором угольной, потом паровой котельных.


Вместе с мужем мы вырастили сына Евгения, есть внуки, два правнука и две правнучки.

 

К.А. Тюленева награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», медалью Жукова, а также юбилейными наградами, в том числе медалями 60 и 70 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.

 

Богдан Колесников

Фото автора

Нет комментариев
Добавить комментарий