Пора прислушаться к производственникам

Машиностроительное предприятие «Профессиональное кухонное оборудование «АТЕСИ» в середине мая стало в Люберцах центром коммерческой и предпринимательской активности для бизнес-сообщества, работающего в пищевой и перерабатывающей отраслях.



Опубликовано - 29.05.22 в 16:00 время чтения ~ 12 минут



Именно на базе этого предприятия Минпромторг провел заседание рабочей подгруппы «Машины и оборудование в сфере общественного питания и торговли», где с участием  представителей местных органов власти и бизнеса обсудили меры по снижению зависимости отрасли машиностроения от импорта оборудования  и комплектующих. Место проведения такого совещания выбрано неслучайно. Компания «АТЕСИ» на рынке более 30 лет и является одним из лидеров проектирования и производства профессионального кухонного оборудования, а её генеральным директором  является президент  Люберецкого Союза промышленников и предпринимателей  Сергей Александрович Шатилов.


Спасение – в импортозамещении
Сегодня голос президента Союза промышленников и предпринимателей городского округа Люберцы звучит почти на всех уровнях российского бизнес-сообщества, в министерствах и ведомствах: « Мы на самом деле не жалуемся, а открыто говорим: если хотите, чтобы в стране в бизнесе было поступательное движение вперёд, прислушивайтесь к тем практикам-производственникам, которые в своей работе на местах сталкиваются с проблемами».


А проблем у российских предпринимателей по-прежнему немало. «Но дорогу осилит идущий», - улыбаясь, уверенно заявляет Сергей Александрович. В своём выступлении на заседании рабочей подгруппы Минпромторга, которое состоялось 12 мая, он попытался обозначить своим коллегам по бизнесу круг проблем, с которыми приходится сталкиваться многим предприятиям отрасли. В этом Сергей Александрович убедился лично в работе предприятия «АТЕСИ», генеральным директором которого является.

С.А.Шатилов напомнил, что беспрецендентное количество экономических санкций, предпринятое США и западными странами в отношении России, нацелено на уничтожение экономики и промышленности нашей страны. Привязка цены на материалы и комплектующие к доллару моментально привела к их подорожанию почти на треть, в том числе на отечественные материалы. А нержавеющая сталь, которая активно используется в изготовлении пищевого оборудования, взлетела в цене более чем вдвое. В условиях нестабильности цен на материалы и комплектующие компания «АТЕСИ» вынуждена была приостановить прием заказов на две недели и ежедневно проводить мониторинг цен на основные материалы и комплектующие, а также сделать перерасчёт отпускных цен на продукцию компании. Примерно через месяц цены на большинство материалов и комплектующих, кроме нержавеющей стали с содержанием никеля, вернулись к досанкционному уровню. Сейчас возникают серьёзные проблемы с комплектующими, которые, к примеру, предприятие «АТЕСИ» раньше покупало из-за границы у китайских, немецких, венгерских и итальянских поставщиков. В настоящее время остались только китайские производители, однако возросли сроки их поставок до 4-х месяцев..


 Президент Люберецкого Союза промышленников и предпринимателей также отметил, что на отечественном рынке снизился объем заказов, изменились условия поставки нержавеющей стали у основных поставщиков: если ранее требовался символический аванс в размере 10-.15%, то теперь он возрос до 50% и сократились отсрочки платежа за поставленные материалы. Все эти факторы привели к снижению прибыльности бизнеса, подчеркнул  Шатилов.

 В условиях объявленной США и западными странами санкционной войны против России задачей государственной важности стало возрождение многих отраслей отечественной промышленности.


 Сегодня в сложившейся ситуации отечественные производственные предприятия, как  отметил Шатилов,  нуждаются в реальной помощи, которую надеются получить от Минпромторга в освоении новой продукции, необходимой для пищевой и перерабатывающей отраслей, поскольку основной целью западных санкций является уничтожение отечественного производства как фундамента экономической мощи и независимости России.

Реальное импортозамещение может сыграть колоссальную роль в этом процессе для отечественных производителей, сказал Сергей Александрович.


Определиться с задачей

Анализируя сегодняшнее положение на рынке пищевой и перерабатывающей промышленности, президент Союза промышленников и предпринимателей городского округа Люберцы предложил вынести на обсуждение задачу по освоению на имеющихся предприятиях отрасли перечня продукции, производство которой необходимо освоить в ближайшей перспективе. При этом по каждому виду продукции (семейству продукции) необходимо подготовить бизнес-план , в котором определить сроки разработки, освоения производства и выхода на установленный объём.


В зависимости от поставленной задачи по локализации производства потребуется определить перечень предприятий-поставщиков материалов и комплектующих, имеющих российское товарное происхождение.

«Таким образом будут вытягиваться в реальное производство материалов и комплектующих изделий целые цепочки производителей. Вопрос об организации производства материалов и комплектующих для нашей отрасли является стратегическим, от которого будет зависеть стабильность работы предприятий, выпускающих готовую продукцию», - подчеркнул  Шатилов.


Вместе с тем он особо обратил внимание на производство коммерческого проката нержавеющей стали как на главную проблему для пищевой и перерабатывающей отраслей, поскольку почти вся нержавейка, применяющаяся в отечественном производстве, импортная.

«Не менее важная задача государства при реализации программы импортозамещения будет связана с защитой отечественного рынка производителей от поставок импортных аналогов. Продуманные таможенные пошлины должны надежно защищать отечественный рынок, иначе вся эта огромная работа пойдёт насмарку!», -отметил Сергей Александрович.


В этой связи он напомнил, что в Китае есть государственная программа проникновения и освоения зарубежных рынков, при которой предприятия- экспортеры получают государственную дотацию, чтобы компенсировать себе потери прибыли по товарам, поставляемым на зарубежные рынки по сверхпривлекательной цене. Такая низкая цена на китайские товары позволяет устранить на рынке местных производителей, а, не имея конкурентов, поставщики из Китая затем могут повышать цены на свою продукцию.

«Такой пример мы сейчас можем наблюдать на автомобильном рынке, когда американские и западные компании ушли с российского рынка, а китайские производители сразу же подняли цены и получают сверхприбыль, поскольку отечественного автопрома  практически уже нет»,- пояснил Шатилов.


Без господдержки не обойтись

В условиях, когда практически все предприятия отрасли констатируют падение объемов продаж, Сергей Александрович считает целесообразным убрать критерий среднесписочной численности организации при определении статуса малого ( до 100 человек) и среднего ( до 250 человек)  предприятия.

Кроме того, в создавшейся ситуации падения рынка для получения предприятием льготного кредитования не следует учитывать критерий его задолженности перед бюджетом.

Президент Союза промышленников и предпринимателей г.о.Люберцы уточнил, что сейчас обязательным условием льготного кредитования является отсутствие задолженности перед бюджетом на сумму более 500 тыс.рублей в течение 60 дней до оформления кредита, а для получения федеральных субсидий - отсутствие задолженности в бюджеты всех уровней более чем на 10 тыс.рублей.

«Хочется спросить автора этого условия, что же является мерой государственной поддержки: помощь предприятию, попавшему в сложную финансовую ситуацию, или же премия за то, что оно сохранило свою плавучесть даже в таких условиях кризиса?! Думаю, что в создавшейся обстановке существенной поддержкой бизнесу было бы продление налоговых каникул до конца 2022 года», - считает Сергей Александрович.


Барьер на пути развития

Появилось еще одно отрицательное нововведение, которое всё больше и больше беспокоит предпринимателей – Реестр российской продукции (РРП).

РРП по сути стал барьером в развитии отечественных предприятий.

Сегодня для многих промышленных предприятий РФ возможность участия в государственных тендерах играет значительную роль в формировании портфеля заказов. А участвовать в гостендерах могут только те предприятия, продукция которых признана российской, а сама она включена в РРП.

Как известно, процедура участия в государственном тендере определяется федеральным законом № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

«Многие предприятия, участвующие в государственных тендерах, согласятся с тем, что в основе этого закона лежит  неверный  подход в определении победителя, поскольку основным критерием его является минимальная цена на заявленный ̆ продукт (услугу). Этот факт, несмотря на очевидные негативные последствия как для добросовестных предприятий-поставщиков, лишающихся возможности получать госзаказы, так и для государства, получающего продукты и услуги по низкой цене и низкого качества, остаётся без изменений уже много лет.  А практика показывает, что необходимо внести поправку в определение победителя конкурса на основе нескольких показателей: цены, качества и условий поставки продукта или услуг», - считает Шатилов.


При всех недостатках закон №44-ФЗ давал возможность отечественным предприятиям свободно участвовать в конкурсах и получать государственные заказы. Но Постановление Правительства N 616 от 30.04.2020 г. об установлении запрета на допуск к госзакупкам промышленных товаров из иностранных государств существенно осложнило жизнь и отечественным производителям.


В основе введения Минпромторгом понятия РРП лежит благое намерение ограничить доступ иностранным производителям к государственным заказам, тем самым, давая преференции отечественным производителям.


Вроде всё понятно: критерии товаров российского происхождения определены в Постановлении Правительства РФ N719 от 17.07.2015 г.

«Но это только на первый взгляд! На самом же деле, процедура подготовки и получения всех документов, необходимых для включения каждой единицы продукции предприятия в РРП, занимает неоправданно большое время, отвлекающее от основной деятельности значительные ресурсы предприятия.

Регламент включения в РРП продукции отечественных производителей разрабатывался Торгово-промышленной палатой (ТПП) РФ и содержит излишне много этапов, которые включают 42 пункта..


 При этом услуга по проверке документов, поданных в ТПП, осуществляется на платной основе, а в случае обнаружения ошибок, либо замечаний со стороны эксперта, документы возвращаются на доработку. Повторная подача документов в ТПП оплачивается дополнительно, причём проверку вновь поданных документов осуществляет, как правило, уже другой эксперт и его замечания могут касаться даже тех документов, по которым у первого эксперта вопросов не было. И так может повторяться многократно», - сказал  Шатилов.

Время проверки документов не регламентируется, а учитывая, что сейчас региональные ТПП перегружены такой работой, то время на очередную проверку может доходить до 2-3 недель!


Получая отказ в регистрации заявки, предприятие исправляет найденные «ошибки», отправляет документы на повторную проверку и снова оплачивает работу проверяющих экспертов ТПП. Складывается впечатление, что производителей пускают по замкнутому кругу!

«Теряется весь смысл этой работы, ведь попадание в заветный РРП даёт право только участия в тендере и более ничего! Вдобавок ко всему, мы обязаны эту процедуру повторять ежегодно!» - напомнил  президент Люберецкого Союза промышленников и предпринимателей.

«Считаю эту процедуру замаскированным под благие намерения прямым издевательством над отечественными производителями продукции! Помимо этого, вызывает справедливый протест передача проверяющим комплектов конструкторской и технологической документации, которая является собственностью предприятия и может содержать коммерческую тайну. На основании собственного опыта могу сказать, что процедура включения в РРП только одного изделия заняла у нас 2,5 месяца. А весь наш ассортимент изделий на предприятии насчитывает несколько сотен единиц продукции! Можно посчитать, что существующая процедура включения продукции в РРП займёт у нас несколько десятилетий! Это явный перекос! И невольно задаешься вопросом: что это реально даёт российскому производителю? Очевидно, что РРП не расчистил дорогу отечественному производителю к получению госзаказа, а наоборот, построил ещё и барьер!», - подчеркнул Шатилов.


Сергей Александрович в заключение своего выступления предложил изменить регламент включения промышленной продукции в РРП. В частности, оставить без изменений только процедуру экспертизы промышленных предприятий на предмет оценки реального производства заявленной продукции (производственные площади, технологическое оборудование, производственный персонал). Он также предложил, чтобы внесение продукции в РРП носило заявительный характер и проверять только наличие сертификата соответствия и комплекта конструкторской документации на выпускаемую продукцию, но без передачи документов сторонней организации.

 

Подготовил Виталий  Зырин



Нет комментариев
Добавить комментарий