Приближается одна из самых печальных дат в истории России – 22 июня.

В этот день в 1941 году, 80 лет назад, началась Великая Отечественная война, которая длилась долгих 1 418 дней и унесла жизни более 26, 6 миллионов советских граждан, из которых 8 668 400 человек – погибли на полях сражений.

Сегодня мы хотим рассказать о проживающем в Томилине фронтовике Владимире Наумовиче Мещенине.



Опубликовано - 19.06.21 в 10:25 время чтения ~ 10 минут



Он родился 10 октября 1924 года в селе Брянск Бурят-Монгольской АССР. На фронт попал в январе сорок четвёртого. Служил в артиллерийской батарее связистом. Освобождал Белоруссию, воевал в Прибалтике.

- Бойцы, успевшие побывать в окружении и встречавшиеся с немцами носом к носу, были хоть и сильны духом, но уже слабы физически, – говорит Владимир Наумович. – И тут пришли мы, молодые, полные сил и энергии новобранцы. В своих мыслях я постоянно себе тогда повторял: «Только вперёд! Ни шагу назад!» Мы понимали, что русские в любой войне победят. И победили!


Свой первый бой Владимир Наумович помнит хорошо. Позицию, которую заняла его батарея, атаковали сразу 16 немецких танков. В руках у него был автомат, на шее висела рация. Вокруг всё грохочет, сверкает… Первым залпом удалось подорвать четыре вражеских танка. Самому ближнему подбили гусеницу, и четверо немцев один за другим начали из него вылезать. Мещенин не растерялся, стал палить по врагу. И всех сразил наповал.


Кроме обеспечения связи молодому бойцу приходилось корректировать огонь батареи, когда она находилась на закрытой позиции. Несколько раз вместе с полковыми разведчиками он ходил за линию фронта. Одна из таких вылазок чуть было не стоила Владимиру Наумовичу жизни.


- Это было в Белоруссии. Выхожу первым на поляну и вижу, что передо мной метрах в десяти в чёрной одежде стоят полицаи. И тут один из них в упор выстреливает из «шмайссера». Повезло, что сзади в трёх шагах от меня шёл разведчик Саша Непомнящий. Он моментально схватился за автомат, и автоматная очередь уложила полицаев на землю. У меня же поначалу никакой боли не было, только почувствовал, как по ногам в сапоги потекла тёплая кровь. Когда разорвали на мне гимнастёрку, увидели три пулевых ранения. Могло бы быть и больше, – спасла висевшая на шее рация… Полтора месяца госпиталя и опять – на передовую. Но ненадолго. В январе 1945 года я был тяжело контужен и лечился глубоко в тылу, в военном госпитале в Чите.


Однако Вторая мировая война для Мещенина не закончилась. Летом сорок пятого он участвовал в разгроме Квантунской армии в Маньчжурии. На некоторых участках японцы сопротивлялись ожесточённо, особенно в Хайларе, где они создали мощную систему оборонительных сооружений. В одном из бункеров советских солдат ждала страшная находка.

- У нас пропал разведчик Лёня Иванов. Когда нам удалось зайти в один из бункеров, увидели его распятым. Руки и ноги были прибиты здоровенными гвоздями к стене, на груди содрана кожа в форме пятиконечной звезды, а ко лбу приколочен его комсомольский билет…


Несколько позже в районе Большого Хингана произошёл совершенно уникальный случай. Благодаря бдительности старшего сержанта Мещенина удалось без единого выстрела разоружить целую японскую часть.


- Была уже середина ночи. Слышу, рядом с нами располагается на отдых какая-то часть. Как разведчик я пошёл посмотреть, кто есть кто. А это японцы. Докладываю командиру. Наших мы подняли, развернули орудия и взяли их в окружение. С рассветом им уже ничего не оставалось делать, кроме как сложить оружие и сдаться.


Уже после войны Владимир Наумович по комсомольской путёвке был направлен на Кавказ. Долгие годы руководил химическим предприятием.

В.Н. Мещенин награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией», другими наградами.

С 1969 года жил в Москве, на Вешняковской улице. Последние 40 лет проживает на улице Пионерской в Томилине.



--
Пресс-служба администрациигородского округа Люберцы

+7 (498) 553-99-73

Нет комментариев
Добавить комментарий