Пример истинного служения искусству

В преддверии Всемирного дня театра, который традиционно отмечается 27 марта, мы хотим представить Вам, дорогие читатели, одну из ярчайших актрис легендарного Малого театра, на сцене которого верой и правдой она служит почти 70 лет. Разумеется, речь идёт о Народной артистке РСФСР Лилии Юдиной.



Опубликовано - 28.03.21 в 12:10 время чтения ~ 7 минут



Без её имени сегодня невозможно представить историю Малого театра и театральной Москвы в целом. Неслучайно многие театральные критики говорят, что эта актриса является примером истинного служения искусству.


Нынешний год для артистки юбилейный. Совсем скоро исполнится 65 лет, как состоялась премьера художественного фильма «На подмостках сцены», в нём главную роль – Лизу Синичкину – сыграла Л. Юдина. А 10 лет спустя, в 1966 году, на советские экраны вышла юмористическая телепередача «Кабачок «13 стульев»», и в образе пани Люцины блистала наша героиня.


- В четвёртом классе я училась, когда началась война. Отличницей была, отстающим всегда помогала по учёбе, правда, в знак благодарности некоторые мальчишки дёргали меня за косы. Особенно доставалось от Миши Катасонова, – улыбаясь, рассказывает Лилия Витальевна. – Помню, мы собирали в школе посылочки на фронт, ребята приносили из дома конфеты, печеньица, зубной порошок – кто что мог, и всё это я аккуратненько укладывала в коробочки, и мы отправляли их нашим бойцам. Однажды получила с фронта письмо-треугольник. Боец Володя написал: «Здравствуй, Лиля, спасибо огромное, ваша посылка попала мне. Скорее бы уже закончилась война, я очень хочу с вами встретиться и поблагодарить». К сожалению, парень так и не вернулся с войны, он погиб, но его письмо я храню всю жизнь.


Кстати, моя мама Людмила Алексеевна, родившаяся в университетском городе Томске в семье, где воспитывались 12 детей, в своё время училась в студии имени М.Н. Ермоловой у Сергея Васильевича Айдарова. Блистала на сцене в разных постановках, а её выпускным спектаклем стала комедия «Бешеные деньги» А.Н. Островского, мама сыграла роль Лидии. У неё был необыкновенно красивый голос – меццо-сопрано, и после окончания студии оперная певица Евгения Ивановна Збруева предложила ей показаться в Большой театр, но мама мечтала о драматических ролях... А Виталий Иванович, мой отец, был человеком очень эрудированным, дипломат, учёный-востоковед, он возглавлял Коммунистический университет трудящихся Востока.


После окончания в 1951 году Театрального училища им. Щукина Лилия Юдина запросто могла остаться в Театре имени Вахтангова, более того, её туда звали. Но здесь уже были свои красавицы-актрисы, блиставшие в ярких ролях на сцене, – Юлия Борисова, Людмила Целиковская, Галина и Лариса Пашковы. Сидеть и ждать сложа руки, когда режиссёры приступят к постановке очередного спектакля и пригласят её на роль, конечно, Юдина не хотела, тем более была велика вероятность, что эту роль могут предложить играть в паре с другой актрисой… Лилия Витальевна жаждала работать. Ради любви к театру и зрителям она была готова выходить на сцену каждый день. Преподаватели училища, в частности Анна Алексеевна Орочко, прекрасно понимали, что в Театре им. Вахтангова Лилия будет «одной из», поэтому предложили ей показаться в Малый театр. И белокурую красавицу сразу приняли. Её талант и профессиональные возможности при поступлении в труппу с достоинством оценили актёры К. Зубов, М. Царёв, В. Пашенная, Е. Гоголева, Е. Шатрова, Д. Зеркалова и другие корифеи театра.


Когда Лилию Витальевну приняли в Малый, кто-то из мэтров обратил внимание, что «у этой девушки орган внутри». И ведь действительно – в каком бы спектакле она не выходила на сцену, зал всегда ей рукоплещет. Многие театральные критики не раз замечали, что Юдина была бы прекрасной артисткой оперетты, правда, сама актриса утверждает, что создана она – для драмы. Хотя с её потрясающей пластикой, голосом, грациозностью, харизмой и, конечно, талантом актриса мастерски справилась бы с любой предложенной ей ролью. Юдина органична и в драматической постановке, и в музыкальном спектакле. Пожалуй, ей подвластно всё, ведь она артистка огромного диапазона. Да ещё и какая красавица!


- Лилия Витальевна, когда спектакль снимают с репертуара, Вам тяжело с ним прощаться?


- Конечно. Например, с грустью прощалась со спектаклем «Лес», в котором долгие годы играла Гурмыжскую. А какой был потрясающий «Иван Рыбаков», мы объездили с этим спектаклем весь Советский Союз. Его давно нет в репертуаре театра, да и актёров, игравших со мной на сцене в этой постановке уже нет в живых, но сохранился фильм-спектакль, премьеру которого телезрители увидели 60 лет назад, 12 апреля 1961 года, в исторический для всех нас день – когда Юрий Гагарин покорил космос.


Вспоминаю о чудесном спектакле «Стакан воды». (К слову, Народная артистка СССР Вера Пашенная, тоже когда-то игравшая в этом спектакле, однажды назвала Л. Юдину лучшей Абигайль, которую она когда-либо видела на сцене, – прим. авт.). А какой потрясающий у нас был «Пигмалион», в нём я сыграла Элизу Дулитл. С этими спектаклями мы тоже объездили все регионы нашей страны – от Камчатки до Калининграда.


- Сегодня невозможно представить Малый театр без Вашего имени. А почему не сложился роман с кино? Ведь с такими внешними данными и талантом Вы наверняка нашли бы свою особую нишу в кинематографе?


- (Улыбается). В кино мне часто приходилось отказываться от ролей, потому что, во-первых, я была плотно занята в спектаклях, а во-вторых, боялась потерять в театре большие роли.


В своё время мне часто приходилось бывать на Украине. И с гастролями, и во время съёмок. Например, там режиссёр А. Роу снимал фильм «Майская ночь, или Утопленница». Увидев мои пробы, Александр Артурович сразу утвердил меня на роль Панночки.


А пару лет спустя Исидор Анненский утвердил меня на главную роль в фильм «Анна на шее». Однако кто-то из верхов попросил его на эту роль взять Аллу Ларионову. Чтобы не испортить себе карьеру, режиссёр не смог воспротивиться. «Лиля, ты прелестная артистка, у тебя всё впереди, – обратился ко мне Анненский. – Но я ничего не могу поделать, иначе мне просто перекроют кислород»… Ещё я была утверждена на роль Лены Крыловой в «Карнавальную ночь», но наш театр отправлялся в Челябинск и Магнитогорск на гастроли, и я была задействована в семи спектаклях. Руководство Малого меня не отпустило, поэтому, к сожалению, от роли пришлось отказаться.


- Ваш опыт нужно передавать молодёжи. Никогда не задумывались преподавать в театральном вузе?


- Нет! Я играть хочу. Но когда ко мне обращаются за советом, всегда готова протянуть руку помощи молодому артисту.

Я до сих пор волнуюсь перед выходом на сцену. Сцена для меня – это всё. Живу на сцене и душой, и сердцем, переживаю и радуюсь, сцена вдохновляет меня.


Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора и из архива Малого театра





Нет комментариев
Добавить комментарий