Проблем много, но они решаются

Анатолий Иванович Уханов – один из самых опытных депутатов нашего округа, не так давно его избрали в Совет депутатов в четвертый раз. Анатолия Ивановича хорошо знают жители – всю жизнь он работает в бывшей больнице имени Ухтомского (сегодня Люберецкая областная больница, стационар № 2), где заведует хирургическим отделением. Мы решили поговорить с Ухановым о состоянии здравоохранения в нашем округе, ведь кто, как не он, знает и об истинном положении дел, и о том, чего ждут от современной медицины люберчане.



- Анатолий Иванович, наверно, не удивлю Вас, если скажу, что многие жители Люберец прикрепились к поликлиникам Москвы и ездят лечиться туда. Почему? В Люберцах настолько хуже?


- Я думаю, тут много причин. Люди прикрепляются не только к поликлиникам, но и к больницам. Оснащение в Москве лучше, чем в Люберцах, но мы стараемся догонять столицу по оборудованию.


- Дело только в оборудовании или есть и другие причины?


- Я думаю, главное - это оборудование. И то, что медицинские кадры тоже перетекают в Москву, потому что там зарплата выше.


- В интервью «Люберецкой газете» в мае 2018 года Вы сказали, что в ситуации с финансированием медицины в округе есть положительная динамика. Сейчас Вы с этим согласны?


- Да, согласен. У нас были проблемы, если помните, и с медикаментами, и с оборудованием. Сейчас это решается потихонечку. Медикаменты есть практически в полном объеме, оборудование закупается. Открыли МРТ, компьютерные томографы работают, врачей привлекли хороших. Нам приходится конкурировать с Москвой, это непросто. Но у нас получается.


- Тогда может быть, люди просто не знают о реальной ситуации и поэтому стремятся в Москву? Там тоже поликлиники переполнены.


- Сейчас трудно сказать, где переполнено, а где нет, ведь везде электронная запись. Но, к сожалению, люди верят СМИ, а там много безосновательно говорят, что у нас плохие врачи, медицина не та.


- Поменяли ли Вы своё мнение об электронной записи? Стало ли это доступно и просто для жителей?


- Проблемы остаются, по-прежнему не для всех людей это просто и понятно.

- Расскажите о больнице имени Ухтомского, где Вы работаете уже очень много лет. Хватает ли врачей, оборудования?


- Врачи у нас очень квалифицированные. Но вот сейчас внедряется электронный документооборот, а это дополнительная нагрузка на врача. С одной стороны, это хорошо, вся информация о больном есть в электронном виде, не пропадет. Но с другой стороны, а кто должен этим заниматься? Внести в компьютер результаты анализов, зарегистрировать документы – все это требует времени. Получается двойная работа для врача, ведь документы в распечатанном виде никто не отменял! То есть врач в больнице, да и в поликлинике, не занимается своей непосредственной работой. Он должен лечить больных, а ему некогда. В поликлинике врачу дали пять минут на пациента, и он должен за пять минут осмотреть его, поставить диагноз, назначить лечение, и в электронном виде записать, и бумаги оформить. Ему с больным-то некогда заниматься, надо писать! И такая ситуация сейчас во всей России.


- Как же Вы справляетесь в таком случае с больными?!


- (смеется). Ну, справляемся! Находим время для больных.


- Хорошо, а то страшно становится!


- С одной стороны, это требование времени, мы хотим, чтобы у нас было как на Западе. Вот мы видим в сериалах: пациент поступает в больницу, к нему пять врачей бегут. А у нас, наоборот – на 10-15 больных один врач. Нагрузка большая, а результативность ниже. И внимания больному меньше уделяется, чем документации.


- И все-таки, расскажите о больнице. Есть какие-то хорошие новости? Может, закупили какое-то новое оборудование, что-то произошло?


- Не так давно произошло объединение, и у нас объединилось три больницы. С одной стороны объединение принесло свои плюсы – меньше администрации требуется, с другой стороны – управляемость такой большой машиной требует серьёзных усилий. Средства концентрируются, не распыляются, но не всем одинаково доступны. Есть, например, компьютерный томограф. Но народу много, и он не справляется. Начинается

запись, всякие проблемы, перегрузки. Но это, я думаю, потихонечку наладится. А оборудование у нас самое современное сегодня: и компьютерный томограф, и МРТ, и магнитно-ядерный томограф. И люди отличные.

У нас в хирургии работают три ведущих специалиста, которые проводят высокотехнологичные операции. Профессор Сергей Валентинович Морозов, главный хирург Московской области, он оперирует поджелудочную железу. Профессор Николай Львович Матвеев – тоже величина мирового уровня, виртуозно владеет видео эндоскопическими операциями, то есть операциями с проколами. Он председатель российского общества эндоскопических хирургов. Представляете, какая величина! Он у нас проводит сложные операции и ведет мастер-классы, то есть готовит хирургов. Георгий Леванович Сачечелашвили, кандидат наук, великолепно владеет операциями на желчных протоках, которые делаются через гастроскопию. Это очень сложные операции, не каждый врач может научиться их делать. Из 10 эндоскопистов - один может быть. Осложнения при его операциях бывают, но крайне редко. Таких людей в России очень мало, этому долго и сложно учиться. А вот у нас есть такой прекрасный врач, он работает с пациентами и готов учить наших эндоскопистов. И сейчас наша больница закупает дополнительное оборудование для этого конкретного человека, чтобы он мог проводить операции, которыми владеет, и передавал свои знания другим хирургам Московской области.


- Это касается хирургии. А что по другим направлениям?


- Я хирург, и эту область знаю досконально. Но и в других областях тоже все развивается. У нас сосудистый центр прекрасно работает, сосудистая неврология перегружена – всех с инсультами везут к нам. У нас есть хороший аппарат для съемки сосудов, проводятся сложные операции по установке стентов. Это всё большой шаг вперёд, серьёзный уровень, которым можно гордиться. Благодаря Виктору Николаевичу Юдаеву, бывшему главе здравоохранения округа, внедрён гемодиализ, созданы гемодиализные центры. Если раньше наши пациенты ездили в Коломну, то теперь всё делается здесь. Это большое достижение, раньше у нас этого не было. Так что потихоньку всё идёт вперёд. Проблем много, но они решаются.


И, поверьте, в Люберецком округе далеко не самое плохое здравоохранение. Оно на хорошем уровне. Двадцать лет назад ничего этого не было. Тридцать лет назад не было никакой видео эндоскопии, а сейчас это банальная операция, которая проводится в каждой больнице.


- Да, конечно, это очень приятно слышать. Но как-то тревожно, что врачи перегружены…


- Да, нехватка времени у врача – это серьёзно. Ведь иногда достаточно поговорить с больным, чтобы он преодолел психологический барьер своей болезни. Во многих ситуациях это очень важно, а врач не всегда может, потому что у него просто не хватает времени.


Я вот думаю, что новое – это не всегда хорошо, иногда по-старинке получается лучше. Я работал и в советском здравоохранении, и в современном, и советское мне кажется эффективнее. Прямое финансирование больниц - более эффективное вложение средств в здоровье граждан, чем через страховые компании. Страховщики - это просто дополнительные надстройки, они аккумулируют у себя средства, а потом финансируют медучреждения. Получается, что американцы сегодня взяли нашу советскую систему, а мы

зачем-то внедрили их. Но это не мы, к сожалению, решаем.


Есть еще и другая беда с финансированием - оно недостаточное. Почему в Москве сейчас легко берут наших пациентов? За них московским медучреждениям платят другие деньги, чем нашим больницам. Как так – одна и та же болезнь, одно и то же ведение пациента, а стоимость в Москве на порядок выше, чем в Люберцах? Почему та же страховая компания платит столичной клинике больше? Мне это непонятно.


Если взять хирургию, то например операция стоит 80 тысяч рублей, а нам оплачивают только 30 тысяч. То есть заведомо убыточное мероприятие, чтобы мы не могли это делать. И как находить выход? Как ни старайся, его нет. А экономисты от здравоохранения тут же начинают считать, что эффективно, что рентабельно. А что значит рентабельно и эффективно, если речь идет о жизни человека? Я не понимаю.

Надеюсь, все это изменится со временем.


- Какую роль играет Совет депутатов в том, чтобы улучшалось медицинское обслуживание для жителей Люберец? Имеет ли он какие-то реальные возможности влиять на ситуацию?


- Раньше влияло, потому что у нас были хоть какие-то полномочия в здравоохранении. Благодаря тому, что я был депутатом, в своё время закупили рентгеновские и УЗИ аппараты. А сейчас у депутатов полномочий никаких нет ни в здравоохранении, ни в образовании. Финансирование идёт

из области, там всё контролируется, а мы никакого влияние на это не можем оказать.


- Вы уже столько лет на депутатской работе. Зачем Вам это нужно? Ведь у Вас столько работы в больнице, да ещё и никаких полномочий теперь у депутатов нет!


- Как я уже сказал, когда я пошёл в депутаты, были полномочия, и была возможность влиять на здравоохранение. Сейчас возможностей меньше, но и я, и наш главврач Дмитрий Анатольевич Старцев, и заместитель главы администрации Ирина Геннадиевна Назарьева, и глава округа Владимир Петрович Ружицкий совместно пытаемся решить вопрос со строительством хирургического корпуса на базе ЦРБ. Это очень важный вопрос. Ведь посмотрите на наши здания – им по 70, 80 лет – снаружи они буквально разваливаются.

Внутри еще более-менее. Уже даже разработан и отдан на экспертизу проект нового корпуса. Стоимость строительства оценивается в 5 млрд, а у нас весь бюджет округа 11 млрд. Но всё равно надеюсь, что всё получится и будет построено новое здание, которое очень нам нужно. И тогда это будет очень большое дело, которое стало возможным, в том числе, и благодаря Совету депутатов.


- Можно провокационный вопрос? В стране повысили пенсионный возраст, аргументируя это тем, что мы стали дольше жить, а медицина значительно улучшилась. Можете ли Вы как врач это подтвердить – мы действительно стали более здоровыми и будем жить дольше?


- Конечно, нет. Ничего такого я, как врач, не вижу. Думаю, что пенсионная реформа была очень большой ошибкой.


Беседу вела Полина ИВАНОВА

Фото Богдана Колесникова

Нет комментариев
Добавить комментарий