Проверка на доверии и техническом обеспечении

АО «Люберецкий городской жилищный трест» – не просто самая большая управляющая компания в городском округе Люберцы. Предприятие также входит в тройку крупнейших управляющих компаний Московской области. На УК возложено много обязанностей, в том числе – предоставление таких коммунальных ресурсов, как вода, свет, отопление. Руководитель отдела по инженерным нагрузкам АО «ЛГЖТ» Вера Шмелёва рассказала «Люберецкой газете» об особенностях работы своих подчинённых, взаимодействии с жителями и о том, что такое счётчики и зачем они вообще нужны в наших домах.



Опубликовано - 11.02.23 в 12:00 время чтения ~ 8 минут



– Вера Анатольевна, чем конкретно занимается Ваш отдел? Такое сложное название…


– Ничего сложного! Мы занимаемся общедомовым и квартирным учётом и контролем тепло- и водопотребления. Этот функционал включает в себя показания общедомовых приборов учёта (ОПУ), показания индивидуальных приборов учёта (ИПУ). Мы занимаемся и нормативными начислениями по квартирам, не оснащённым ИПУ, а также анализом этих параметров. Наша задача – производить мониторинг, скажем, фактического водопотребления, который фиксируется общедомовыми приборами учёта, с начислениями, которые производятся населением – либо по показаниям ИПУ, либо по нормативу водопотребления.


– Сколько разных аббревиатур и сокращений… Можете пояснить подробнее, что такое ИПУ и ОПУ?


– ИПУ устанавливается непосредственно в жилом помещении и фиксирует, например, расход фактического водопотребления всеми жителями квартиры. А ОПУ устанавливается на вводе в дом, он тоже фиксирует расход холодной или горячей воды, но уже всеми помещениями, в том числе оснащёнными ИПУ, и не оснащёнными ими.

– Получается, эти приборы подсчитывают количество израсходованных ресурсов, индивидуально каждой квартиры и всем многоквартирным домом.


– Именно. Причём замечу, что на данный момент ИПУ установлены в более чем 80% квартир в домах, за которые отвечает АО «ЛГЖТ».


– А как быть с учётом потребления тепла? Есть ли такие счётчики в Люберцах?


– Чтобы оснастить многоквартирный дом подобными счётчиками, здание должно иметь специальные технические параметры. Во всех домах, в которых предусмотрена возможность установки общедомового прибора учёта тепловой энергии, они есть. Всего АО «ЛГЖТ» обслуживает 884 дома, из них общедомовыми счётчиками тепла оснащены 714 домов.


– Кто и как снимает показания с данных счётчиков, куда их передают?


– ОПУ для нужд центрального отопления оснащены системой дистанционной передачи данных. То есть, съём производится дистанционно, информация передаётся в теплоснабжающую организацию, например, в «Люберецкую теплосеть».


– Жители часто спрашивают, можно ли ознакомиться с этими данными. Такое возможно?


– Конечно! Действующее законодательство это разрешает. Жители могут направить к нам в АО «ЛГЖТ» или если они не наши клиенты, то в свою управляющую компанию, соответствующее заявление, и организация предоставляет выписку из журнала показаний ОПУ.


– Получается, с одной стороны, есть новейшее техническое оборудование, которое позволяет, например, мониторить расходы тепловой энергии в доме. Но всё же некоторые жители хотят контролировать их?


– Это правильно! Таким образом можно понять, из чего складывается ежемесячная платёжка, например, за отопление.


Но дополнительно, согласно законодательству, мы должны проводить регулярные проверки и индивидуальных приборов учета воды (ИПУ), установленных в квартирах жителей.

– Как часто проводится проверка ИПУ и кто именно её осуществляет?


– Проверка производится представителем УК, проходит она не чаще одного раза в три месяца. В обязанности пользователя жилого помещения входит предоставление доступа, то есть, заход в квартиру для проверки состояния приборов учёта и контрольного съёма показаний ИПУ. Если житель не предоставил доступ, а УК составила по этому поводу Акт о непредоставлении доступа, то через три месяца после составления этого документа начисление будет произведено по нормативу от количества зарегистрированных людей в жилом помещении, с применением повышающего коэффициента 1,5. Подобный расчёт происходит в рамках Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.


– Как жителям узнать, что ожидается проверка? И как уберечь себя от мошенников?


– О приближающейся проверке АО «ЛГЖТ» сообщает несколькими способами. Например, мы вешаем объявление в подъездах на доске информации, информируем в чате многоквартирного дома. Также всю информацию можно найти на сайте нашей управляющей компании www.lubtrest.ru. У работников АО «ЛГЖТ» с собой есть служебное удостоверение, а также генеральная доверенность за подписью генерального директора предприятия Мамеда Кескиновича Азизова. Не стесняйтесь просить показать эти документы, наши сотрудники всё понимают и обязательно предоставят их, чтобы Вам было спокойнее.


– А какие основные правила эксплуатации счётчиков?


– Обслуживание счётчиков, замена, их надлежащее состояние возложено на пользователей жилым помещением. Как минимум один раз в месяц каждый житель производит съём показаний приборов учёта. При этом он должен обязательно проверить их рабочее состояние, наличие антимагнитной пломбы, сохранность пломб от демонтажа. Если пользователь жилым помещением выявил какое-то нарушение в приборах учёта, у него есть 30 дней, чтобы произвести устранение выявленных им нарушений.


– С какими нарушениями чаще всего встречаются сотрудники УК при проверке счётчиков ИПУ?


– Чаще всего встречается нарушение опломбировки при проверке состояния приборов учёта. Например, это неправильное размещение фильтров тонкой очистки, служащих для защиты бытовой техники от мелких частиц. Не допускается их установка на отрезке трубы от стояка до индивидуального счетчика воды. Такие же нарушения могут быть и при подключении стиральной машины (подключать разрешается строго после счетчика и ни при каких обстоятельствах до!). Также фиксируются нарушения целостности прибора учёта, механические повреждения, какие-либо отверстия.


– Вы назвали термин «проверка», но ведь есть понятие «поверка». Чем они отличаются и для чего нужны?


– Проверка – это техническое состояние индивидуальных приборов и учёта и контрольный съём их показаний, а поверка – это метрологические действия, которые специализированная организация проводит по окончании межпроверочного интервала индивидуального прибора учёта.

Результатами метрологической поверки является внесение ее итогов специализированной организацией, имеющей соответствующую аккредитацию, в федеральную службу «Аршин». Она обеспечивает выполнение законодательных норм о единстве средств измерений.


Такая метрологическая поверка сможет определить, например, есть ли отклонения в работе счётчика больше предельно допустимого значения, которые отражены в паспорте на оборудование. Если они установлены, то такой прибор является непригодным к дальнейшей эксплуатации. В этом случае он требует замены, которая производится за счёт пользователя жилым помещением.


– Предположим, житель пропустил период передачи показаний приборов учёта воды. Что тогда будет?


– В этом случае начисления производятся МосОблЕИРЦ, и первые три месяца плата рассчитывается, исходя из среднемесячного объёма потребления воды. По истечению трёхмесячного периода начисление производится по нормативу водопотребления. Поэтому важно сохранять дисциплину передачи информации о показаниях индивидуальных приборов учета воды.


– А кто оплачивает техническое облуживание счётчика в подвале дома и, в случае необходимости, его замену?


– Как и техническое обслуживание счётчика, а также при необходимости его ремонт, замену, поверку производит управляющая компания за счёт средств жителей. Эти работы входят в статью «Содержание и ремонт жилищного фонда».


– Ваш отдел занимается и анализом полученных данных. Насколько существенно расхождение в начислениях по показаниям ИПУ и по нормативу в квартирах, не оснащённых ИПУ, и ОПУ?


– Если брать горячую воду, то разница между начисленным в течение первых 11 месяцев 2022 года и фактическим водопотреблением согласно показаниям ОПУ составила 57 миллионов. Это 14% от фактического водопотребления многоквартирными домами по горячей воде. Почему так происходит? Есть две составляющие.


Первая. Скажем, квартира не оснащена ИПУ, в ней зарегистрирован один человек, но по факту проживает больше. Тогда начисление производятся по нормативу водопотребления с применением повышающего коэффициента 1,5. Такая формула вполне устраивает жильцов, поэтому они не стремятся установить ИПУ. Но большего начисления по потреблению воды по подобной квартире ни УК, и МосОблЕИРЦ начислять не могут.


И другой вариант, когда ИПУ в квартире есть, но жильцы идут на разного рода ухищрения, которые направлены на искажение показаний приборов учёта. Это и применение магнитов, и другие вмешательства в работу приборов учёта. Так возникает подобная разница.


– Этой осенью вступило в действие Постановление Правительства РФ № 92, согласно которому методика начисления на общедомовые нужды меняется. Что это значит?


– Изменяется порядок перерасчета платы за коммунальные ресурсы, касающиеся содержания общего имущества многоквартирного дома. Теперь сверхнормативные платежи возложены на собственников, а не на УК, как это было ранее. Лишнего не начислят: жильцы будут нести ответственность в рамках своей доли в общедомовом имуществе. Корректировку проведут по итогам 2022 года в первом квартале 2023 года. В платежках размер платы по каждому виду коммунальных ресурсов будет отражаться отдельной строкой.


– Спасибо за интересный и полезный разговор!


Беседу вел

Андрей Широков

Нет комментариев
Добавить комментарий