Пулемётчик рвался в бой

Участнику Великой Отечественной войны А.М. Горину 4 декабря исполнилось 97 лет. Попав в 1943 году на фронт, он, молодой пулемётчик, без оглядки рвался в бой. Александр Михайлович не понаслышке знает о Смоленской наступательной операции, о втором освобождении Ельни. Тот день, 28 августа 1943 года, он запомнил на всю жизнь. Именно тогда после полуторачасовой артиллерийской подготовки ударные армии Западного фронта перешли в наступление. Благодаря высокой плотности артогня советские войска успешно наступали уже с первого дня операции. Горин хотел биться до последнего, но в один из боёв получил тяжёлое ранение в ногу…



Опубликовано - 27.12.20 в 12:08 время чтения ~ 2 минуты



- Родился я на Смоленщине, в селе Карманово. В октябре 1940 года уехал в Москву, пришёл учеником столяра на Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод, – вспоминает ветеран. – Постепенно шёл на повышение, но ведь уже шла война… И в начале 1943 года Сокольническим РВК города Москвы я был призван в армию и направлен в Тульское пулемётное училище. Окончить его не успел. Весной в училище приехал командующий войсками Московского военного округа генерал-лейтенант П.А. Артемьев. (Кстати, именно он командовал парадом на Красной площади 7 ноября 1941 года, – прим. авт.). «Товарищи, хватит учиться. Нужно защищать Родину», – обратился к нам с призывом Павел Артемьевич.


Полки дивизии формировались в прифронтовой полосе. Здесь мы охраняли важные объекты, разгружали приходившие с грузом вагоны. Летом приняли присягу, прошли артподготовку, и в ночь с 27 на 28 августа нас отправили на передовую. Попали под Ельню. Как наводчик станкового пулемёта, я получал определённые ориентиры, определял сектор обстрела. В ходе Смоленской наступательной операции мы, пулемётчики, первыми занимали новую позицию, чтобы поддержать огнём атакующую пехоту. И на возвышенностях шли бои, и в низменности, поэтому нам часто приходилось стрелять через голову своих же бойцов. Тут же артиллерийское наступление, воздушные сражения… Из боя мы выходили последними.


Немцы отступали, мы шли вперёд. Помню, ранним утром 29 августа над нашими позициями появился немецкий самолёт-разведчик «Фокке-Вульф» Fw 189, также известный как «рама». Немедленно была дана команда «собраться» и занять боевые места. Следующая команда – «в наступление». Но в это время немцы открыли огонь из миномётов по нашим позициям, и я получил сквозное ранение левого бедра. Наши пошли в наступление, а мне наложили на ногу жгут и отправили в военно-полевой госпиталь. Здесь я провёл какое-то время, затем перевезли меня в Сычёвку, в этом городе находился эвакогоспиталь. Как же я хотел хоть на минутку заглянуть домой, ведь Карманово находилось всего в 30 километрах отсюда. Около недели пролежал в Сычёвке, вскоре отправили в Москву, а оттуда – в Вологду. Здесь я немного подлечился и вместе с другими раненными меня отвезли в Кировскую область, в г. Луза. Окончательно я восстановился только в декабре 1943 года. Получил II группу инвалидности, был комиссован и отправлен домой.


Переехав в подмосковное Болшево, устроился на завод авиационной промышленности. Столяром работать не мог из-за инвалидности (ведь нужно постоянно работать на ногах), поэтому в течение нескольких лет был дежурным бюро пропусков. С 1946 по 1988 годы работал на железной дороге. Сначала в охране, потом был проводником, начальником поезда. В основном «колесил» по Среднеазиатской железной дороге.


Позже, окончив вечерний техникум, работал инструктором поездных бригад. Затем был начальником резерва проводников вагонного участка. Когда серьёзно заболел, перешёл на должность мастера формирования пассажирских поездов.

В Люберцах живу с 1961 года, сначала на Красногорской улице мы жили с семьёй, последние несколько десятилетий на Шоссейной улице в 115 квартале. Вместе с супругой мы вырастили двоих детей, есть внук.

 

А.М. Горин награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», за активное участие в развитии железнодорожного транспорта СССР отмечен знаком «150 лет железным дорогам».

 


Богдан Колесников

Фото автора

Нет комментариев
Добавить комментарий