Ровно 55 лет назад в СССР состоялась премьера фильма, который сразу попал в золотой фонд отечественного кино. Картину «Женщины» режиссёра Павла Любимова зрителям показали 7 марта 1966 года, сделав подарок нашим милым дамам.
Опубликовано - 08.03.21 в 17:50 время чтения ~ 8 минут
Одну из главных ролей – красавицу Алю Ягодкину исполнила талантливая актриса, выпускница Театрального училища им. Щукина Галина Яцкина. Да, к тому времени многим зрителям она уже полюбилась по роли труженицы Даши Стрешневой в «Половодье», но именно мелодрама «Женщины» принесла ей всенародную славу. Позже были яркие запоминающиеся роли в фильмах «Неожиданное рядом», «Уроки французского», «Возьму твою боль», «Конец Любавиных». За роль адвоката Ирины Межниковой в «Слове для защиты» в 1977 году Яцкина стала лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за актёрскую работу».
Да, судьба не всегда была к ней благосклонна. Но Галина Ивановна её не корит. Многое в жизни ей пришлось пережить: тяжёлое детство, ранний уход из театра, завершение актёрской карьеры в кино. Только обретя Бога, она смогла обрести себя. И заново родиться, став успешным режиссёром документальных фильмов, с которыми вместе со своим сыном Василием, осуществляя миссионерскую деятельность, она ездит по стране в рамках кинолектория «Под солнцем».
Наша встреча с Заслуженной артисткой РСФСР Галиной Яцкиной состоялась в московской студии «Киноконтакт». Она создала её почти 30 лет назад, и все эти годы вместе с ней здесь работает её сын – режиссёр и сценарист Василий Яцкин.
Детские воспоминания и первая молитва
Будущая популярная актриса родилась и выросла под Саратовом в простой семье. Отец работал в охране, мама была лифтёром. Ещё и двух лет девчушке не было, когда в семье заметили, что Галя прихрамывает на одну ножку. Врачи долго не могли поставить ей диагноз, а нога начинала усыхать.
В трёхлетнем возрасте девочку поместили в больницу, поставив неутешительный диагноз: туберкулёз голеностопного сустава. Четыре долгих года маленькая Галя провела в больничной палате. С трёх лет она привыкла к одиночеству, к своим мыслям и размышлениям. Здесь же окончила 1-й класс. Вставать с кровати ей было запрещено, поэтому все задания девочка выполняла лёжа. «Я была очень замкнутым ребёнком. Тогда-то, наверное, и начало у меня развиваться творческое воображение. В палате были ещё четыре девочки, но с ними я почти не общалась, зато очень любила читать, – вспоминает Галина Ивановна. – Как бы странно не звучало, но у меня никогда не было подруг. Я одиночка по жизни. К слову, период самоизоляции прошлой весной я пережила очень легко, воспринимая это, как подарок Божий. Большую часть времени посвятила чтению духовной литературы, слушала передачи Олега Стеняева, выучила несколько молитв Иоанна Кронштадтского, которые он любил читать, просыпаясь.
Крестилась я уже в осознанном возрасте, а вот первую молитву знала ещё с детства. Помню, рядом с нами жила убелённая сединой бабушка Катя, в своё время ей довелось работать у какого-то купца. И на Рождество мы, дети, часто ходили колядовать. «Как же вам не стыдно, – обратилась к нам с двоюродной сестрой эта бабушка, – ходите по родственникам и напеваете: «Я маленький вьюнчик, славить не умею. Открывайте сундучок, вынимайте пятачок». Лучше б молитву прочитали». Но никаких молитв мы не знали, тогда она надиктовала нам Рождественский тропарь (Рождество Твоё, Христе Боже наш…). Хоть и не понимали мы многих слов из молитвы, но в школьную тетрадку её записали и выучили.
Театра в моей жизни почти не было
К сожалению, у одной из самых красивых и талантливых актрис советского кино роман с театром был слишком короток. На подмостках сцены она играла только ведущие роли, но на самом пике карьеры, находясь в зените славы, из театра ей пришлось навсегда уйти. Галине на тот момент было чуть больше 30 лет.
- После окончания театрального училища меня приглашали сразу в несколько столичных театров. Любимов предлагал играть роль Шен Те в паре с актрисой Зинаидой Славиной. (В 1963 году пьесу Брехта «Добрый человек из Сезуана» Ю.П. Любимов поставил со студентами «Щуки», а год спустя именно с этого спектакля началась история любимовской «Таганки», – прим. авт.). Но я отказалась. И Юрий Петрович, узнав об этом, попросил директора театра Н.Л. Дупака пригласить меня к нему на разговор. Пришла в назначенный день. «Почему вы не хотите у нас работать?» – поинтересовался Любимов. «Вы замечательный режиссёр, но вы – режиссёр-постановщик, а мне всё-таки ближе классический театр. Вряд ли мы найдём общий язык». «Ну что ж, воля ваша». И мы мирно разошлись, – продолжает вспоминать Галина Ивановна. – Успела я сыграть в одном спектакле Московского драмтеатра им. Станиславского. А вскоре перешла в Театр имени Маяковского. Мне сразу предложили здесь тоже главную роль – в «Соловьиной ночи». Играла немку, говорящую и на русском языке, и на немецком. Да, Андрей Александрович Гончаров – удивительный режиссёр, но между нами была абсолютная несовместимость. Он мог быть очень резким, эмоциональным, частенько покрикивал на актёров во время репетиций. Посмотрела я на всё это и из театра ушла.
Потом в моей жизни был Театр имени Ленинского комсомола. Сюда меня пригласил Феликс Григорьян, он собирался ставить «Грозу» Островского. Раньше режиссёр не видел меня на сцене, а с моим творчеством был знаком только благодаря фильмам, в которых я уже снялась, однако он предложил мне сразу ведущую роль – Катерину. Но постановка это была больше современная, нежели классическая. Его Катерина – сильная волевая женщина, а не «луч света в тёмном царстве», она заботилась о любимом человеке, который оказался слабым. Спектакль, увы, не состоялся.
Вскоре главным режиссёром в Ленком приходит Марк Захаров и сразу приступает к репетиции своей первой в этом театре работы – драматической фантазии «Автоград XXI». Играю в паре с Олегом Янковским, которого специально пригласили из Саратова на главную роль в этот спектакль. Постановка имела большой успех! И Олег насовсем остался в Ленкоме.
К тому времени у нас с Лёней (режиссёр и сценарист Л. Головня, – прим. авт.) уже подрастал сынишка. Помню, врачи говорили мне, что если рожу ребёнка, вследствие перенесённого в детстве туберкулёза, будут болеть кости и суставы. Так оно и произошло. В последнее время у меня начались нестерпимые боли в ногах, даже приходилось брать с собой обезболивающее. Спектакль ещё как-то я могла протянуть, а вот перед выходом на поклон, чтобы зритель не увидел мою хромоту, делала в лодыжку укол. Но это тоже было мучительно. Пришлось написать заявление и уйти. «Галина, подлечите ноги и возвращайтесь», – сказал Марк Захаров, подписывая погрустнев заявление.
Благодаря хорошим людям мне довольно быстро удалось попасть на приём к самому Илизарову, к нему на лечение отправилась в Курган. Легендарный доктор помог мне встать на ноги, но в театр я так и не вернулась.
Двойная профессия
Целеустремлённость и упорство позволили Галине Яцкиной достичь успехов в кино не только как актрисе, но и как режиссёру.
- То кино, каким оно стало в девяностые годы, мне было чуждо, меня от него воротило. Всё рушилось, кинематограф вырождался! Интерес к актёрским делам у меня постепенно угасал, – говорит актриса. – И решила я тогда создать свою студию, на которой как режиссёр стала снимать документальные фильмы. К счастью, профессию режиссёра мне не пришлось осваивать с нуля, ведь ещё студенткой я ставила спектакли на сцене Театрального училища им. Щукина, где позже преподавала актёрское мастерство.
Выигрывала гранты Министерства культуры и на эти средства делала своё кино. На первый фильм меня благословил старец Кирилл. (Именно он был духовным отцом трёх русских патриархов Алексия Первого, Пимена и Алексия Второго, – прим. авт.). А побывав у схиигумена Иеронима (Верендякина), я услышала от него сакраментальную фразу: «Славу у людей заслужила, пришло время славу у Господа заслужить».
Галина Ивановна вместе с сыном Василием уже создали больше десяти удивительных документальных фильмов, в основном они о людях, которые сделали что-то значимое для России. «Врач последней надежды», «Дионисий», «Благословение или проклятие», «Остров спасения»…
- Сегодняшняя молодёжь соскучилась по серьёзным темам. И когда на кинолекториях мы начинаем говорить о жизни и смерти, ребята слушают нас с открытым ртом, мы вместе дискутируем, задаём друг другу вопросы, – добавляет Василий Яцкин. – Авторских фильмов у нас много, и все они на разные темы: за семейные ценности, за патриотизм, против наркомании и алкоголя. Мы с удовольствием приедем и в Люберцы, проведём кинолекторий как для учащихся в школах и техникумах, так и для людей более старшего поколения.
Богдан КОЛЕСНИКОВ
Фото из архива