Сентиментальная актриса со взрывным характером

В эти дни, когда вся Россия отмечает 222 годовщину со дня рождения великого русского писателя и поэта А.С. Пушкина, театральная Москва поздравляет с юбилеем благородного, обаятельного и очень талантливого человека – художественного руководителя Российского академического молодёжного театра, режиссёра и педагога Алексея Владимировича Бородина. Народному артисту РСФСР 6 июня исполнилось 80 лет.



Опубликовано - 10.06.21 в 23:00 время чтения ~ 10 минут



Недавно журналист «ЛГ» встретился на интервью с актрисой, тоже в 2021 году отметившей красивый юбилей. На сцене РАМТа эта яркая, характерная, самобытная, комедийно-драматическая артистка играет 30 лет. И попала она в этот театр именно благодаря Алексею Бородину, взявшему её в конце 1980-х годов на свой курс вольным слушателем. Но при этом добавил: «Считай себя полноправной студенткой. А экзамен, я уверен, в следующем году ты успешно пересдашь».

Встречайте – Заслуженная артистка России Елена Галибина.


С раннего детства Лена любила петь, танцевать и лицедействовать. Не имея за плечами музыкальной школы, научилась играть на фортепиано. А в старших классах ей доверили возглавить в школе культмассовый сектор и не прогадали: в актовом зале постоянно устраивались капустники и проводились театральные вечера.

Окончив ГИТИС, Елена продолжила работать в театре, которому предана по сей день. Режиссёры не раз пытались её переманить в другие театры, но актриса всегда оставалась верна родному РАМТу, давно ставшему ей вторым домом, и никогда не смогла бы и не посмела предать своего главного учителя и наставника – Алексея Владимировича Бородина.

Актриса продолжает сниматься в кино, играет в репертуарных спектаклях Молодёжного театра и выходит на сцену в трёх антрепризах: «Бестолочь», «На посадку» и «Клинический случай».


- Елена Анатольевна, с детства Вы мечтали стать актрисой, однако Ваши родители не верили, что Вам суждено стать известной артисткой, а актёрскую профессию и вовсе не воспринимали всерьёз. «Для родителей» Вы поступали в Институт международной торговли и права, а также в «Плехановку», но судьба взяла своё…

- На поступление в эти вузы был объявлен очень большой конкурс. Два года подряд поступала, но мне не хватало совсем немного баллов. Потерпев фиаско, я не очень-то и огорчилась, но родителям (мама работала в отделе снабжения на ЗИЛе, а отец – на автобазе) сразу дала понять, что больше туда поступать не намерена. И устроилась помощником администратора в филиал МХАТа, который находился на улице Москвина. (В настоящее время в этом здании находится Государственный театр наций, – прим. авт.). Пересмотрев здесь весь репертуар, задумалась, ну чем я хуже других артистов? Петь и танцевать умею, актёрским мастерством не обделена, а на сцене могу чувствовать себя увереннее некоторых профессиональных артистов.

До сих пор вспоминаю, как блистали на сцене Смоктуновский, Евстигнеев, Невинный, Калягин, Богатырёв, Степанова…

Словом, уже тогда я для себя точно решила, что хочу стать актрисой. Правда, при поступлении в Школу-студию МХАТ уверенности в себе оказалось недостаточно. Нужно было хоть как-то подготовиться, выучить стихотворение, басню, отрывок из художественного произведения. Поэтому уже на первых турах провалилась. Но всё это я быстро уловила и, продолжая работать в филиале Художественного театра (а после его раскола в 1987 году вместе со всем персоналом перешла работать во МХАТ имени М. Горького, который возглавила Народная артистка СССР Т.В. Доронина), стала активно готовиться к поступлению, ходила на подготовительные курсы, определилась с программой. А однажды набралась наглости и подошла к Леониду Ефимовичу Хейфецу, осуществлявшему во МХАТе постановку спектакля «Круглый стол под абажуром», и попросила меня послушать. Он любезно согласился и, посмотрев подготовленную мной программу, а я читала Островского, Измайлова и Твардовского, – он дал несколько советов, в том числе на что мне лучше сделать акцент при поступлении.

- В 1988 году Ваше желание осуществилось. Только в ГИТИС поступали?

- Нет, во все столичные творческие вузы, кроме Школы-студии МХАТ. И почти везде прошла, хотя отдельный акцент сделала на ГИТИСе, о котором мечтала. Здесь курс набирали Леонид Хейфец, Пётр Фоменко и был новый набор на вечернее отделение к Алексею Владимировичу Бородину, свой курс режиссёр и художественный руководитель Центрального академического детского театра (ныне РАМТ, – прим. авт.) набирал к себе в театр.

Вместе с подругой мы пришли в ЦДТ, где проходило прослушивание. Первый тур я успешно прошла, и Елена Михайловна Долгина, педагог по актёрскому мастерству на курсе А.В. Бородина, сразу пропустила меня на 3 тур. И здесь тоже ждал успех. Алексей Владимирович сразу принял меня, правда, вольным слушателем, потому что я провалила экзамен по русскому языку.

Уже на следующий год успешно сдала все экзамены, и официально стала студенткой. Кстати, при повторном поступлении в ГИТИС, а это, разумеется, было необходимо, – как и всем абитуриентам мне снова пришлось проходить испытания театральных туров. Всё выполнила удачно, и меня к себе принимала набиравшая тогда курс Галина Волчек. Я немного растерялась, ведь по сути я уже учусь у Бородина. Но в аудиторию вовремя вошёл Алексей Владимирович, который объяснил Галине Борисовне все нюансы и намекнул, что я уже год как его студентка. (Смеётся).

Кстати, родители долго не верили, что меня взяли в театральный. Для подтверждения своих слов, они просили показать студенческий билет, но я смогла это сделать только через год, поскольку вольным слушателям его не выдавали.

Все занятия у курса проходили в театре. В нашем творческом воспитании принимали участие не только прекрасные педагоги ГИТИСа, но и «молодая бригада» артистов ЦДТ: Евгений и Нина Дворжецкие, Борис Шувалов, Сергей Серов, Алексей Блохин, Юрий Нифонтов. Вместе мы репетировали, готовили отрывки. К слову, актрису нашего театра Нину Дворжецкую, с которой мы дружим уже много-много лет, я по-прежнему любя называю «Тича моя» (от англ. teacher – учитель). А она называет меня своей ученицей. Хотя разница-то у нас всего 5 лет. (Улыбается).

- Первые съёмки в кино тоже состоялись ещё в студенческие годы?

- Да, работая помощником администратора во МХАТе, снималась на «Мосфильме» в массовках. За «съёмочную ночь» платили 7 рублей.

Мой дебют в кино состоялся в 1987 году – у Павла Чухрая снялась в картине «Запомните меня такой». Правда, эпизод с моим участием почему-то вырезали. Засветилась у Светланы Дружининой в телефильме «Гардемарины, вперёд!», у Марка Захарова – в киноленте «Убить дракона», у Карена Шахназарова – в «Городе Зеро», а в 1991 году сыграла небольшую роль в фильме Александра Соловьёва «По Таганке ходят танки».

А первая моя роль на сцене нашего театра – в спектакле «Любовь к трём апельсинам, или Таинственное исчезновение Карло Гоцци». В массовых сценах был задействован весь наш курс. Помню, моя героиня вбегала на сцену через зал. Кстати, в недавней премьере спектакля «Горе от ума», где я исполняю роль Хлёстовой, моя героиня тоже поднимается на сцену, проходя через зрительный зал. Но она уже никуда не бежит, идёт торжественно, не торопясь. (Смеётся).

- Какой главный урок Вы вынесли, обучаясь на курсе у Бородина?

- Поскольку по жизни я всегда была примерной хулиганкой, обладающей взрывным характером, Алексей Владимирович научил меня быть сдержанным и в какой-то мере уточнённым человеком, обладающим чувством такта, умеющим находить «золотую середину» и управлять своими эмоциями. Бородин для меня – это всё!

- Ваши героини и в театре, и в кино как правило властные и знающие себе цену женщины. Суровые и при этом очень обаятельные снаружи, но мягкие и ранимые внутри. Вам свойственна сентиментальность?

- Стопроцентно! Самый сентиментальный человек – это я. (Елена Анатольевна улыбнулась, а её глаза вмиг наполнились слезами). На самом деле, меня очень легко обидеть, но своих обидчиков, если, разумеется, они сделали это не со зла и не с целью меня зацепить, я быстро прощаю.

А вообще, со мной лучше не ссориться. Характер у меня взрывной, да и имя моё с древнегреческого языка переводится как «факел». Как заполыхаю, потом попробуй затуши. (Смеётся). И по гороскопу я – овен. А кто овен, тот и прав! Некоторые люди стараются избегать овнов, а зря. Ведь именно овен ведёт за собой весь зодиакальный круг. Если я права, буду отстаивать своё мнение до конца. Но если сомневаюсь, отойду в сторону.





Нет комментариев
Добавить комментарий