«Снежная кавалерия» и схватка за Саур-Могилу

В городском округе Люберцы на сегодняшний день проживают около 20 участников Великой Отечественной войны, кому уже за 98 лет. Совсем скоро, 7 июля, к ним присоединится ещё один фронтовик – Виктор Стефанович Волчков.



Опубликовано - 21.06.20 в 07:20 время чтения ~ 2 минуты



Он родился в Орловской губернии в 1922 году. У родителей было четверо детей – три дочери и сынишка. Перед войной Витя успел окончить 10 классов, затем поступил в авиаучилище, которое с началом Великой Отечественной было эвакуировано в Алтайский край.


- Положение на фронте осложнялось. Уже в 1942 году немецкая армия прорывалась к Сталинграду. Не успели мы окончить училище, как нас, курсантов, отправили на фронт, – вспоминает Виктор Стефанович, – И попали мы в лыжный батальон. Шли на прорыв! Встречавшихся на своём пути супостатов убивали, некоторые, замерзая, погибали сами. Морозы-то были под 30 градусов. Нас же спасало то, что мы были хорошо экипированы. Поэтому если и были у нас потери, то только от серьёзных ранений.


Немцы отступали в сторону Ростовской области. Мы – за ними. Фашисты остановили нас на реке Миус. На улице март. Распутица. Вследствие чего нам не смогли подвезти достаточное количество боеприпасов и провиант. В течение пяти дней мы сидели без продуктов, нам смогли принести всего пару рюкзаков с мукой. Разделив её, получилось по 100 граммов на каждого. Многие красноармейцы от голода начали болеть куриной слепотой. Сами понимаете, когда на улице темнеет, на боевое дежурство их уже не поставишь.


Выжили мы только благодаря тому, что в конце осени – начале зимы 1942 года наша кавалерия пошла в атаку, и фашисты смогли дать ей отпор, в результате чего погибло много лошадей. Когда снег по весне стал таять, мы обнаружили трупы животных. Нас эта конина спасла.


Укрепив позиции, летом 1943 года мы продолжили наступление под Саур-Могилой, окружив вражескую группировку в хуторе Первомайском.


У нас был отличный пулемётчик, он мастерски сдерживал контратакующих фашистов, обстреливающих нас из шестиствольного миномёта. Супостаты во что бы то ни стало хотели его уничтожить. Помню, они сбросили снаряд, но он упал не рядом с ним, а в нескольких метрах от меня. И углубился в землю. Там разорвался, в результате чего я получил ранение в ногу. За два с половиной месяца подлечился и – снова на фронт. Вернулся в строй, попал в свою часть.


Приднепровье. 2 января 1944 года. Передо мной стоит задача – обеспечить связь командования дивизии с частями. Вооружившись катушкой с проводом, перепрыгиваю через окоп. А в это время подо мной разрывается снаряд, и я получаю серьёзную контузию. Потерял сознание, опять – госпиталь. В итоге оказался в Кисловодске. Когда выздоровел, попал в запасной кавалерийский полк, отсюда меня направили в Ставрополь, в кавалерийское училище. Представляете, каково первое время скакать на лошадях после контузии? Тем не менее, в 1946 году я успешно его окончил, и меня, младшего лейтенанта, направили в Германию, в город Хемниц. Был командиром миномётного взвода.


В 1948 году демобилизовался и вернулся домой. На следующий год поступил в Московский инженерно-строительный институт. Однако в столице было проблематично с общежитием, тогда мне предложили перевестись в такой же институт в Одессу. Окончил его и в 1954 году получил назначение в Люберцы. Работал на строительстве крупных насосных станций, резервуаров для нефтепродуктов на НПЗ в Капотне. Перед выходом на пенсию долгие годы трудился в проектном институте.


У меня две дочки, одна, к сожалению, ушла из жизни, есть внук, внучка, правнук и правнучка.

 

В.С. Волчков награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией», Ветеран труда.

 


Богдан Колесников

Фото автора

Нет комментариев
Добавить комментарий