Советский боец, возглавлявший в Люберцах ОБХСС

Люберецкий депутат Дмитрий Крестинин вместе с журналистом «ЛГ» навестил проживающего более 40 лет на улице Побратимов участника Великой Отечественной войны, ветерана органов внутренних дел М.И. Семкина.



Опубликовано - 21.03.21 в 13:00 время чтения ~ 5 минут



Полковник милиции в отставке встретил нас в парадном кителе. Наряду с государственными наградами СССР и России, на пиджаке можно увидеть и медали, вручённые Михаилу Ивановичу в Болгарии и Польше.


Михаил Семкин родился осенью 1925 года на Рязанщине. Когда началась Великая Отечественная, вместе с родителями и двумя младшими сестрёнками он проживал уже в Москве, куда семья переехала в конце тридцатых. Окончив школу, поступил в химико-технологический техникум, но война не позволила парню продолжить обучение… Начались бомбардировки Москвы, и родители вновь вернулись в деревню, а Михаил в августе 1941 года был направлен на строительство оборонительных рубежей в Тульскую область.


В декабре 1942 года парня призвали в армию. И попал он в 151-й запасной стрелковый полк, дислоцировавшийся на Дальнем Востоке, в Биробиджане.


- Здесь прошёл обучение на автоматчика, – вспоминает Михаил Иванович. – Поскольку были предположения, что могут начаться нападения со стороны Японии, какое-то время мы даже дневали и ночевали в окопах, вырытых в селе Ленинское, что в той же Еврейской автономной области. Но всё обошлось, и нас, создав группу из наиболее подготовленных стрелков-автоматчиков, в ноябре 1943 года отправили на фронт.


Почти полмесяца добирались в теплушках до места назначения, прибыли в Гомельскую область. Здесь мы пополнили ряды 218-й стрелковой Ромодано-Киевской Краснознамённой дивизии, которая в боях понесла большие потери. Где-то уже через неделю мы двинулись к линии фронта, а в декабре состоялся наш первый бой.


В январе 1944 года удалось освободить районный центр Озаричи. Участок фронта здесь был хорошо укреплён двумя вражескими стрелковыми дивизиями. Прямо по ходу дивизии располагался немецкий опорный пункт. Командование 218-й стрелковой дивизии приняло решении о направлении в тыл противника на стыке этих дивизий штурмовую группу, в которую как связист был включён и я.


Группа формировалась в основном из добровольцев. Им была поставлена задача скрытно перейти линию фронта и с тыла атаковать опорный пункт противника. Ночью они перешли линию фронта. Больше половины пути приходилось преодолевать по-пластунски. Приблизившись к опорному пункту вплотную, бойцы забросали его гранатами. Затем проникли в траншеи противника. Немцы опомнились, но было уже поздно. Огневая мощь гитлеровцев была подавлена.

После полуторамесячных тяжёлых боёв западнее и севернее Озаричей, наша дивизия была выведена к Черниговской области, в Нежинский район, где вновь доукомплектовывалась.


В конце февраля она перешла в подчинение 3-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта. Части дивизии занимали оборону в районе Торчина, затем перешли в наступление, заняли Локачи и 18 июля форсировали Лугу. Через несколько дней овладели городом Устилуг. Форсировав Западный Буг, мы оказались уже на территории Польши.


С 28 июля наша дивизия вела наступление в направлении восточного берега Вислы. К исходу месяца части дивизии, постоянно попадая под обстрел, её форсировали. В это время я проходил службу в отделении связи управления 3-го дивизиона 663-го артиллерийского полка, был командиром отделения связи. Участвовал в боях за Сандомирский плацдарм (своё название получил по близлежащему польскому городу), что в дальнейшем позволило развить в январе 1945 года наступление, которое привело к освобождению Польши и вступлению на территорию Германии.


Здесь же, на территории Польши, выполняя боевое задание, в августе 1944-го в одном из боёв в результате разорвавшегося поблизости снаряда я получил серьёзное ранение в ногу. Потерял сознание, очнулся в медсанбате. Наркоза не было, вместо него мне засунули в рот кусок простыни, чтобы во время операции, стискивая от боли зубы, я их не переломал…

Через пару дней меня поездом отправили в Кировабад, где находился эвакуационный госпиталь № 3689. Несколько месяцев восстанавливался, выписали меня только в декабре и почти сразу направили на курсы радиотелеграфистов. Здесь, в городе Душети Грузинской ССР, выучил азбуку Морзе и – снова на фронт. В Венгрии, в пригороде Будапешта, война для меня закончилась.


После окончания Великой Отечественной в составе разведывательной роты 15-й гвардейской механизированной бригады 4-го механизированного корпуса Южной группы войск служил в Болгарии, Венгрии и Румынии. В 1948 году дивизия была выведена в Украинскую ССР, в город Старобельск. В конце апреля того же года я демобилизовался.


Вернулся домой уже в Томилино, в деревню Хлыстово, где жили мои родители. Пройдя курсы, я устроился электромехаником в столичный метрополитен, работал на станциях «Парк культуры» и «Дворец Советов» (с 1957 года – «Кропоткинская», – прим. авт.). Позже по распределению Молотовского райкома комсомола был направлен в московскую юридическую школу. А чтобы получить среднее общее образование, параллельно заочно проходил обучение в вечерней школе. Ведь до войны я успел окончить только 8 классов и один курс техникума.


Уже как выпускника юридической школы меня направили следователем в Ухтомский отдел милиции Подмосковья. Первый рабочий день пришёлся на 1 сентября 1952 года. Потом был оперуполномоченным отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности. В 1958 году, окончив заочный юридический институт, получил назначение на должность начальника ОБХСС Ухтомского, позже Люберецкого ОВД (вследствие того, что 3 июня 1959 года Ухтомский район был переименован в Люберецкий, – прим. авт.). В этой должности я проработал до октября 1964 года. Затем работал в Управлении транспортной милиции МВД СССР, был начальником ОБХСС железнодорожного участка от Москвы до Смоленска. В 1983 году в звании полковника милиции ушёл на заслуженный отдых. Сидеть сложа руки дома я не стал, устроился в машиностроительное конструкторское бюро «Горизонт», МКБ находится в Дзержинском. И перед самым выходом на пенсию – до 2000 года – работал юрисконсультом в Московско-Смоленском отделении МЖД.


М.И. Семкин награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «50 лет советской милиции», «200 лет МВД России», другими ведомственными и общественными наградами.


Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора

Нет комментариев
Добавить комментарий