Судьба военного лётчика

Участнику Великой Отечественной войны Ивану Ивановичу Кузнецову 17 июля исполнилось 99 лет. Всю свою жизнь он, военный лётчик 1-го класса, посвятил авиации. Вместе с любимой супругой Лидией Григорьевной они живут в мире и согласии 75-й год. Вырастили троих детей, помогали в воспитании пятерых внуков и шестерых правнуков.



Опубликовано - 18.07.20 в 12:15 время чтения ~ 4 минуты



Иван Кузнецов родился в деревне Тарцево Тверской губернии. В рядах РККА – с ноября 1939 года. После окончания Ленинградских авиационно-технических курсов усовершенствования ВВС Красной армии имени К.Е. Ворошилова с ноября 1940 года служил авиатехником в Таганрогской военно-авиационной школе имени В.П. Чкалова.


- Началась Великая Отечественная. Не помню, чтобы я испытывал чувство страха или уныния. То ли молодость во мне кипела, то ли была какая-то уверенность в том, что война продлится недолго. Но уже немного позже, когда я как лётчик-истребитель попал на фронт, в голове крутилось только одно: лишь бы не было стыдно перед товарищами и родственниками, – вспоминает фронтовик. – Хотелось поскорее вступить в бой с врагом. В определённой степени это объяснялось и тем, что мой отец, тоже Иван Иванович, имея семерых детей, сражался на фронте солдатом-минёром, и он уже был награждён орденом Красной Звезды.

Осенью 1942 года, уже освоив несколько типов самолётов, в том числе УТ-2, Су-2, И-16 и Ла-5, я окончил Вязниковскую военную авиационную школу пилотов и был назначен на должность лётчика 14-го запасного истребительного авиаполка, базировавшегося в тот период в Иванове. Какой только модификации самолётов не было на аэродроме Северном: отечественные, английские, американские – вот на них мы и осваивали тактику ведения воздушного боя.


Советское правительство старалось тщательнее нас подготовить. Ведь в первые месяцы войны погибло много опытных лётчиков. И даже оказавшись на фронте осенью 1943 года, к боевому участию нас, молодёжь, допускали не сразу. В основном брали на местность около линии фронта и натаскивали. По-настоящему я стал участвовать в боевых действиях только с началом Белорусской операции. Линия фронта проходила вдоль Орши, Шклова, Могилёва.


Воевал в составе 263-го истребительного авиационного полка 215-й ИАД 8-го истребительного авиакорпуса 1-го и 2-го Белорусских фронтов. Совершил более 60 боевых вылетов. В групповых воздушных боях сбил три самолёта противника. Прикрывая наземные войска, уничтожил свыше 20 единиц боевой техники, живую силу противника.


В феврале 1945 года во время очередного утреннего вылета с аэродрома, расположенного близ Алленштайна, города в Восточной Пруссии, мой самолёт был подбит, а я получил серьёзное ранение. После возвращения из госпиталя в марте 1945 года продолжал участвовать в боевых вылетах. В ходе Берлинской операции наш полк поддерживал наступление легендарной 65-й гвардейской армии генерала П.И. Батова в районе Штеттина, Гартца и Шведта. Последний боевой вылет я совершил 7 мая с аэродрома Нойбранденбург.


В послевоенный период служил старшим лётчиком, был заместителем командира авиаэскадрильи по политической части 32-го гвардейского истребительного авиаполка 98-й (в последствии 15, 324 и 9) гвардейских авиационных дивизий, а позже – заместителем командира по политической части 816-го и 126-го ИАП.


Участвовал в семи воздушных парадах над Красной площадью в составе пилотажных групп 32-го гвардейского ИАП.

После окончания в 1958 году Военно-политической академии имени В.И. Ленина проходил службу в должности начальника политического отдела и заместителя командира по политчасти 94-й истребительной авиадивизии ПВО и 125-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков. Был заместителем начальника по политчасти 3-го научно-исследовательского управления 13-го ГосНИИ ЭРАТ ВВС в Люберцах.


За период лётной работы с 1942 по 1961 годы освоил 14 типов самолётов, налетал 1 350 часов. За участие в боевых действиях, освоение новой авиатехники, безаварийную лётную работу, успехи в воспитании личного состава награждён двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны I степени, многими медалями. После увольнения с военной службы с 1974 года работал в Центральном аппарате МГА СССР, ГосНИИ гражданской авиации, а также в ПО «Мособлавтотехобслуживание». Живу в Люберцах.

 


Богдан Колесников

Фото из семейного архива И.И. Кузнецова



***

- С Лидой мы учились в одном классе. Она была девушкой скромной и ничем не выделялась среди своих школьных подруг. Однако уже ближе к окончанию школы я понял, что смотрю на неё больше, чем на одноклассниц.

До ухода в армию лишь один раз провожал Лиду до её дома. Из училища писал ей письма и с нетерпением ждал ответа. Следующая наша встреча произошла в морозный январь 1941 года, когда я прибыл в первый офицерский отпуск. Потом война…

Лишь в 1944 г., будучи в командировке с фронта, я буквально на несколько минут заскочил к ней на работу. И только в конце апреля 1946 года, получив первый послевоенный отпуск, приехал к Лидочке, сделал предложение. И мы поженились.

Наша жизнь проходила, сменяя один авиационный гарнизон на другой. И так девять раз. Я отдаю себе отчёт, как была права супруга, когда говорила мне: «Да ты и не видел, как росли наши дети». Это верно! Я уходил на службу, они ещё спали, а приходил – уже спали. Теперь у нас трое детей, 5 внуков и 6 правнуков. Хорошая, большая и дружная семья.

Нет комментариев
Добавить комментарий