У каждой музыки своя история

Продолжение. Начало – в № 18 (1769) от 29 мая 2020 года.


Народный артист России профессор Вадим Биберган более сорока лет преподаёт в Санкт-Петербургском государственном институте культуры. Его произведения звучат в самых разных концертных залах, их исполняют и прославленные музыканты, и учащиеся музыкальных школ и училищ.



Опубликовано - 06.06.20 в 05:50 время чтения ~ 1 минута



Конечно, широкой аудитории Вадим Давидович наиболее известен как композитор, чья потрясающая музыка звучит в каждом фильме режиссёра Глеба Панфилова и не только его: «Романовы. Венценосная семья», «Васса», «Приходи на меня посмотреть», «Начало», «Красная стрела», «Дублёр начинает действовать» и других художественных фильмах и сериалах.

 

- Вадим Давидович, известны случаи (особенно в советские годы), когда по решению худсовета кинорежиссёру настоятельно рекомендовали переснять ту или иную сцену, а то и вовсе вырезать какие-то эпизоды из картины. Попадали ли Вы в такие ситуации, когда вследствие «доработок» приходилось переписывать музыку?

- Если говорить о фильмах Панфилова, то цензуры у него было много. Ведь Глеб относится к числу тех авторов, которые делают настоящее серьёзное кино! Недавно мы разговаривали с ним, и он признался, что ни за одну картину ему не стыдно. Его фильмы по качеству и содержанию действительно несравнимы с нынешней «абракадаброй», хотя бывают, конечно, исключения и в наше время.


К каждой картине можно прицепиться. В советское время это встречалось повсеместно. Например, в фильме «В огне брода нет» планировался другой финал. Сейчас мы видим какие кадры? Разговор Тани Тёткиной (И. Чурикова) с белогвардейским полковником (Е. Лебедев). Когда приводят Фокича (М. Глузский), белогвардеец отпускает её. Тёткина выбегает на улицу, а увидев, что Фокича убили, она ищет камень, находит его, возвращается в дом и со словами: «Сдавайся, гад!» замахивается на полковника, дабы его прибить. И в этот момент он выстреливает в неё. Стоп-кадр, и конец фильма.


По сценарию же всё должно быть по-другому. Белогвардейский полковник Тёткину отпускает, а Фокича ведут на виселицу. Льёт дождь, подъезжает повозка, его готовят к повешению. За происходящим из кустов следит Тёткина. И в какой-то момент она не выдерживает, выскакивает из кустов, забирается на эту повозку, снимает с Фокича петлю и надевает на себя. Стражники схватывают её и бросают в грязь. А белогвардейский полковник, который за всем этим наблюдал, в итоге понял, что правда этих революционеров мощная, за неё они готовы отдать свою жизнь. Сражённый этим, он поворачивается и медленно уходит. Вот такой мог бы быть финал картины. Что касается моей музыки, то пересъёмки финальной сцены никак на это не повлияли.


Кстати, мой учитель Д.Д. Шостакович в письме к своему близкому другу литературоведу и сценаристу Исааку Гликману в 1968 году писал: «Вчера по телевизору посмотрел фильм «В огне брода нет». Картина понравилась. И очень понравилась музыка Бибергана». Об этом я недавно прочитал в книге «Письма к другу. Дмитрий Шостакович – Исааку Гликману».



- Вашей дружбе с Глебом Панфиловым много лет. Как зародился ваш творческий союз?

- Это было в 1962 году в Свердловске. Меня, выпускника консерватории, систематически приглашали оформлять передачи на телевидении. А Глеб, окончив химический факультет Уральского политехнического института и уже будучи мастером на Свердловском заводе медицинских аппаратов, в то время работал на местном телевидении. И когда мы познакомились, он попросил меня написать музыку к его короткометражной картине «Убит не на войне», и здесь звучит мой «Марш дружинников».


Потом была короткометражка «Дело Курта Клаузевица», – фильм, в котором впервые на экране появился Толя Солоницын. Когда Тарковский увидел эту картину, он сразу утвердил актёра на роль Рублёва.


- Премьера легендарного фильма Панфилова «Начало» состоялась в 1970 году. Расскажите, как появилась музыка, которая там звучит?

- Когда музыку к фильму я уже написал, Глеб поставил передо мной задачу: для танцевальной сцены найти шлягер того времени. Я предложил ему свои варианты, он мне – свои. Остановились на двух мелодиях: романсе «Дорогой длинною» и «Цыганочке» (в фильме звучит эта музыка). Однако могу Вас разочаровать, это музыка британской группы «The Shadows» («Тени»), не моя. Кстати, для второй части «Начала», для фильма «Жанна д’Арк», музыка была тоже готова. Но, увы, киноленту так и не отсняли.


- Интересно, посвящали ли Вы кому-нибудь произведения?

- Замечательной пианистке Н.Н. Позняковской, своему педагогу, посвятил концерт для фортепиано. Одно из последних сочинений – «Частушку» для оркестра русских народных инструментов – посвятил Виктору Кузнецову, художественному руководителю и главному дирижёру Нижегородского русского народного оркестра. А своей внучке Кате, когда она в детстве училась музыке, посвятил «Менуэт».


- Вадим Давидович, время сейчас непростое, пишете ли Вы музыку, находясь в самоизоляции?

- Честно говоря, нет настроения, хотя задумок полно.

 


Богдан Колесников


Фото автора

Нет комментариев
Добавить комментарий