Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

В любви и строгости

Она считает себя фатальным оптимистом, живёт сегодняшним днём, никогда не загадывает наперёд и всегда говорит правду в глаза. В этом вся Яна Поплавская.



Опубликовано - 17.04.20 в 13:44; время чтения ~ 3 минуты



Будущая популярная актриса не росла среди сверстников, потому что почти всё её детство прошло за кулисами театра и на съёмочных площадках рядом со взрослыми. Её партнёрами по фильмам были: Инна Чурикова, Владимир Басов, Рина Зелёная, Евгений Евстигнеев (кстати, именно он, по признанию Яны, и её отчим – «папа Володя», растивший девочку с четырёх лет, задали в жизни актрисы многие правильные векторы).


Родоначальником этой творческой династии по праву можно считать Эллу Евгеньевну Горскую, прабабушку Я. Поплавской. Не одно поколение жителей Карачаево-Черкесской области первой половины ХХ века знали и любили эту прекрасную театральную артистку. Позже актёрами стали Евгения Поплавская – мама Яны, её тётя Светлана Бледная и её супруг Анатолий Бледный, а также их сыновья Филипп и Илья.


Яна Поплавская нечасто встречается с журналистами. Но не потому, что ей нечего рассказать, просто у неё слишком плотный график. Сейчас, в период самоизоляции, работы у актрисы не убавилось, однако именно в этот период её можно застать дома.

 

- Яна, наша страна, да и весь мир в целом сегодня переживает большой кризис, связанный с распространением коронавируса. Минимум до конца апреля без особой нужны людям не рекомендуется покидать свой дом. Конечно, многие жители соблюдают правила самоизоляции, однако кому-то всё же скучно сидеть дома, молодёжь по-прежнему отдыхает на лавках, мамочки гуляют с детьми в колясках. При всей своей занятости Вы сейчас проводите почти всё время дома. Как пришли к этому решению?


- Во-первых, я очень законопослушный человек. Поэтому основную часть времени провожу в московской квартире или на даче в Софрине.


Я с большим переживанием отношусь к людям, которые сейчас, в период пандемии, подвергаются паническим атакам, испытывают чувства тревоги и беспокойства. Именно поэтому, находясь дома, я иногда захожу в социальные сети, стараясь ответить на каждый комментарий, оставленный подписчиками под моими постами, и, если надо, – успокою, подбодрю и подниму настроение. Сейчас слова поддержки людям особенно важны.



Во-вторых, публичные люди несут бОльшую ответственность и нагрузку, чем остальные. Как говорится, кому многое дано, с того многое и спросится. Люди с удивлением смотрят на какого-нибудь известного артиста, который по телевизору ведёт себя, мягко говоря, неадекватно, зачастую считая себя лучше других. С чего такая завышенная самооценка? Как и у любого человека, у него тоже две руки, две ноги, два глаза – и чем же он отличается от остальных? Да, он получил известность, – молодец. Другой вопрос, как он её получил? Зато считает себя суперзвездой. Порой, от некоторых людей хочется выйти в окно.

Когда великого русского актёра Евгения Александровича Евстигнеева называли звездой, он опускал голову и с какой-то детской наивностью говорил: «Ну что вы, звёзды на небе, а мы так, работу работаем».


Недавно я участвовала в ток-шоу Андрея Норкина, и в ходе телепередачи была затронута актуальная на сегодня тема: как люди строят свой бизнес на продаже антисептиков и медицинских масок. На чём они зарабатывают деньги? На страхе и отчаянии людей?.. И вот другой пример: известный модельер Виктория Андреянова помимо своей основной работы изготавливает тысячи многоразовых масок и абсолютно бесплатно рассылает их по детским домам, больницам и домам престарелых. Отрадно, что её инициативу подхватили уже другие компании, они тоже шьют маски – и не на продажу, а для социально незащищённых категорий граждан.


Последние 20 лет я занимаюсь волонтёрством, создала фонд помощи нуждающимся людям. Неоднократно оказывала благотворительную и гуманитарную помощь жителям Беслана, Дальнего Востока, Донбасса. Поверьте, что такое жизнь людей в режиме ЧС я знаю не понаслышке. И прекрасно понимаю – в любой стрессовой ситуации важно сохранять спокойствие.

Но, хочу отметить, в первую очередь «Фонд Яны Поплавской» помогает женщинам и детям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию. И уже по остаточному принципу – мужчинам. Мой прапрадед офицер Русской императорской армии Евгений Николаевич Квартовкин однажды мне сказал: «Детка моя, когда у тебя будут свои дети (если это будут мальчики), не жалей их». И я с ним абсолютно согласна. Мужик должен быть мужиком. Он сумеет выжить даже в самых сложных условиях, я уже не говорю о режиме ЧС.



- Российские школы и вузы временно перешли на дистанционное обучение. В прошлом году Вы набрали курс в Институте театрального искусства имени И.Д. Кобзона. Насколько такая форма обучения приемлема для актёрских факультетов?


- Мы учимся удалённо. Да, это тяжело и неудобно, актёрскому мастерству через интернет не научишь. Но мои студенты не сидят дома сложа руки, они готовят одиночные этюды, монологи, в режиме онлайн им читают лекции.


Когда у моих студентов появляются ко мне какие-то вопросы, если им что-то непонятно, может, возникла личная проблема, они всегда могут мне написать или позвонить. В сложившейся ситуации будем разбираться вместе.


Педагогический опыт доказал мне: не нужно держать дистанцию между педагогом и учащимся. Мои студенты, это мои дети, и за них я несу ответственность. И когда у моих первогодок спрашивают «чьи вы», они всегда отвечают: «Мы – Поплавские». В каждой профессии должны быть достойные люди, и этих людей надо воспитывать и образовывать. Может, я романтик, но у меня, тьфу-тьфу, это получается.


Все мои 30 парней и девушек прошли серьёзный отбор. Мастер я суровый, но очень нежно к ним отношусь. У меня роскошные студенты, и не потому, что являюсь мастером курса, я действительно ими горжусь.


- Интересно, а насколько строги были к Вам педагоги, когда Вы учились в Театральном институте имени Б.В. Щукина?


- С педагогами мне повезло: Ю.В. Катин-Ярцев, А.Г. Буров, Л.В. Ставская, Ю.А. Стромов, А.А. Казанская – изумительные и совершенно фантастические люди, педагоги старой школы. К нам, студентам, они относились с уважением. Мы росли здесь в любви и строгости.


На съёмочных площадках, где я провела немалую часть своего детства и юности, меня тоже любили и «дрессировали». Кстати, Людмила Владимировна Ставская любила нам повторять, что хороший актёр должен быть рабочей лошадью. К таким «рабочим лошадям» я отношу и себя.


- И запрягла ещё в раннем возрасте эту рабочую лошадь Ваша мама, актриса Театра на Таганке Евгения Поплавская…


- Именно так. Меня строго растили и дома, и на съёмочных площадках. Да, в договорах было указано, что ребёнок может работать по четыре часа в день, но я же пахала по полдня. Мама мне говорила: «Если тебе выпало счастье работать с такими людьми, будь любезна – работай наравне со взрослыми». И на площадках, а она была рядом со мной вплоть до фильма «Переходный возраст», мама меня никогда не кормила, только в перерывах разрешала немного перекусить. Всё остальное – после окончания съёмок.



Актёр может работать хорошо только тогда, когда почувствует, что он любим. И никто меня в этом не переубедит. На площадках я чувствовала любовь как со стороны режиссёров – Глеба Панфилова, Георгия Юнгвальда-Хилькевича, Валерия Рубинчика, Леонида Нечаева, Сергея Колосова, так и со стороны актёров – Анатолия Папанова, Владимира Басова, Инны Чуриковой, Евгения Евстигнеева, Алексея Жаркова…


- Ваше детство прошло за кулисами Театра на Таганке, в котором служили Ваши мама и отчим. И уже подростком Вам посчастливилось сыграть в нескольких спектаклях. При каких обстоятельствах познакомились с главным режиссёром театра Юрием Любимовым?


- Поскольку меня не с кем было оставить дома, сызмальства я коротала все дни в театре. И однажды в коридоре столкнулась с Любимовым, упёршись головой ему в живот. «Ты кто?» – спрашивает Юрий Петрович. «А ты кто?» «Я Любимов». Но я ж его раньше никогда не видела, хотя фамилию дома, конечно, родители не раз произносили. «Любимов? Так вот ты какой?» «Ты чья?» «Я Жени Поплавской». Юрий Петрович взял меня за руку, привёл в гримёрку к маме и… попросил отдать меня в два спектакля – «Обмен» и «Перекрёсток». Позже я работала в театре-студии «Современник-2», в творческих мастерских СТД, в театре «Детектив» под руководством Василия Ливанова. А поскольку в течение многих лет была вынуждена совмещать работу на сцене и телевидении, из-за большой занятости на ТВ пришлось уйти из репертуарного театра. Сейчас я задействована в трёх антрепризных спектаклях «Творческого дома Невинных».


Яна Поплавская не из тех людей, чей путь был усыпан розами. В жизни, преодолевая трудности, она всего добивалась сама. Актриса по-прежнему снимается в кино и играет в театре, занимается педагогической деятельностью. Ещё у неё есть свой социальный проект, он реализовывается совместно с Российской государственной детской библиотекой. На занятиях Яна учит ребят читать вслух, правильно разговаривать, нестандартно мыслить, публично выступать. В результате дети побеждают в литературных конкурсах, играют в спектаклях. Более того, вместе с детьми занятия посещают и их родители. А с прошлого года Яна начала обучать и учителей, основная тема лекций: как правильно преподавать в школах. И всё это – бесплатно!


В апреле 2019 года состоялась презентация её первой книги «Встань и иди. Иначе нельзя». Яна Поплавская – академик Академии российского телевидения, она отмечена многими государственными наградами.

 


Богдан Колесников


Фото из архива Я. Поплавской

Нет комментариев
Добавить комментарий