Как художник-мультипликатор Борис Тузанович работал более чем над 200 фильмами, а как режиссёр сделал 52. Конечно, многие мультики, созданные при его непосредственном участии, вошли в золотую коллекцию отечественной мультипликации. Но сколько бы лет не прошло, у большинства телезрителей с его именем всегда будет ассоциироваться серия мультфильмов про маленького Лисёнка.
Наша встреча с Заслуженным работником культуры Российской Федерации Б.Д. Тузановичем состоялась в Московском театральном художественно-техническом колледже, здесь он преподаёт анимацию на отделении мультипликации.
- Почти вся Ваша жизнь, Борис Дмитриевич, связана с творческим объединением «Экран». С детства любили рисовать?
- Конечно. Отлично помню 1961 год, когда после полёта Гагарина в космос многомиллионными тиражами были выпущены разные почтовые открытки. И я срисовывал с них картинки, увеличивая их в масштабе. Какой же это был кайф.
Родился я в Москве, в районе Люблино, здесь пошёл в школу, а когда окончил 2-й класс, наша семья переехала в Мытищи, где я живу и сейчас.
Отец как-то поинтересовался у меня, кем хочу стать, когда вырасту, и я с ходу ответил ему – художником. На что он развёл руками и сказал: «Ну, не знаю, как тебе помочь. Знакомых художников у меня нет».
В университет я поступал самостоятельно. И мне одно грело душу – я был влюблён в живопись. Поэтому и учился-то на живописном факультете.
Уже работая на «Союзмультфильме», я понял, что для меня анимация это, прежде всего, режиссура. Мне важно, как я вижу тот или иной материал, как могу преподнести его зрителю.
Когда меня призвали в армию, в течение четырёх лет служил в Черноморском флоте, а потом – на Балтике. Несмотря на то, что был судовым электриком, карандаш из рук я никогда не выпускал. И доску почёта оформлял, и боевые листки изготавливал. Весь корабль был в моих рисунках. (Смеётся).
Демобилизовавшись, я принял решение – пойти учиться в художественное училище. Однако при поступлении необходимо предоставить свои рисунки – портреты, натюрморты, пейзажи, но у меня ничего не было, всё оставил на корабле. В итоге до экзаменов меня не допустили.
Устроился в Научно-исследовательский радиотехнический институт, днём работал, а вечером посещал изостудию. Со мной, 22-летнем тогда парнем, здесь занимались и подростки, и уже взрослые люди, которые рисовали, как правило, для души.
А в один прекрасный день по телевидению прошла информация о том, что начался набор на курсы на студию «Союзмультфильм». Мой брат услышал об этом и мне рассказал. Конечно, я поехал, и меня сразу допустили до экзаменов. Успешно окончил курсы художников-прорисовщиков и фазовщиков (учителем по фазовке была прекрасный педагог З.А. Кабатова) и 12 апреля 1971 года меня приняли в штат «Союзмультфильма». Проработав здесь три года, я услышал о наборе на курс художников-мультипликаторов уже в творческом объединении «Экран». Со знанием дела сдал экзамены по рисунку, композиции и раскадровке, и меня приняли. Хотя, уверен, если б за моими плечами не было опыта работы на «Союзмультфильме», вряд ли б из меня получился достойный мультипликатор.
- А с какой целью были организованы эти курсы?
- В то время студии «Союзмультфильм» и «Мульттелефильм» делали по 40 десятиминутных фильмов в год. Но поскольку специалистов не хватало, раз в 10 лет на «Союзмультфильме» организовывали специальные курсы по подготовке мультипликаторов, художников-фазовщиков и прорисовщиков. Окончив их, выпускники, отучившись, приступали к работе в том же подразделении, где учились. Так после окончания в 1975 году курсов при Гостелерадио СССР (они были от ТО «Экран» специально для мультипликаторов), меня пригласили в это творческое объединение. И в нём я отработал почти четверть века. Потом, в 1995 году, начался процесс реорганизации, и многие наши помещения заняли всевозможные коммерческие студии. Финансирование прекратилось, однако нам удалось ещё какое-то время оставаться на плаву в результате того, что иностранцы стали использовать нас, как «банановую республику»: мы выполняли их анимационные заказы, делали различные фильмы.
Как раз в тот период я тесно сотрудничал с мультипликационной студией «Кристмас Филмз», основанной главным редактором (1973-1987 гг.) студии «Мульттелефильм» ТО «Экран» Елизаветой Иосифовной Бабахиной. С 2013 года студия как таковая почти ничего не выпускает. Из последнего, что было сделано на «Кристмас Филмз», могу назвать мультсериал, снятый по мотивам произведений Альберта Иванова «Удивительные приключения Хомы» (как режиссёр 6 серий из 13 сделал я).
- Их сегодня редко показывают, чего не могу сказать о замечательных мультфильмах, которые Вы сняли по книге Игоря Фарбаржевича «Сказки маленького лисёнка». Если не ошибаюсь, было восемь серий?
- По телевидению показывают только восемь, однако была ещё одна серия, последняя, – «Расти большой». Её нигде нет. Точно так же вы с трудом найдёте и один из лучших моих фильмов – «Портрет», его я снимал в 1987 году по сценарию писателя-сатирика Виктора Коклюшкина. Вместо кукол и рисованных персонажей были живые актёры – Ю. Чернов и И. Кашинцев.
- При каких обстоятельствах Вы познакомились с писателем Игорем Фарбаржевичем?
- Дело в том, что и на «Союзмультфильме», и в «Экране» всё время был сценарный голод. Но однажды мне попалась на глаза сказка «Старое Эхо». Прочитав её, я отложил книжку в сторону. Потом увидел «Сказку об огородном пугале». И её отложил. А где-то через день, когда обозначил, что хочу снимать эти сказки, ко мне подошла коллега, уже более опытный режиссёр, и попросила уступить «Сказку об огородном пугале» ей. Мол, режиссёр я молодой, ещё успею сделать своё кино. Я спросил про автора сценария, она назвала мне фамилию какой-то женщины. «А у меня Фарбаржевич», – говорю ей. Прочитал её сказку и понял, что там совершенно другая история. Ну, думаю, пусть снимает. У меня же есть ещё одна его сказка. И так в 1989 году, 30 лет назад, я снял «Сказку о старом Эхо».
Вскоре И.Д. Фарбаржевич дал мне свои сказки «Земляничный дождик», «Мотылёк», «Туман из Лондона», «Эй, на том берегу!», «Еловое яблоко», «Лунная дорожка» и «Летний снеговик». Последний же мультфильм из этой серии, о котором я уже говорил, по неизвестным мне причинам куда-то исчез, хотя тоже был отснят. Я и дальше был готов продолжать снимать этот сериал, но, увы, пришли другие времена, а у руководства творческих объединений и у продюсеров – другие интересы. И анимационная индустрия практически полностью остановилась.
Кстати, не только я, но и многие телезрители были озадачены вопросом, почему Лисёнок живёт с отцом, где же его мама? Пришлось поинтересоваться у Фарбаржевича. Писатель отшутился: «Мама в роддоме». Наверное, в этом есть какой-то скрытый смысл, ведь у него, насколько мне известно, 7 детей.
Должен сказать, что Лисёнка и папу Лиса придумал замечательнейший художник-карикатурист Сергей Тюнин. Он всегда был первым человеком, который поддерживал меня во всех делах – и когда я был начинающим режиссёром, и много лет спустя. Его карикатуры, к слову, с 1968 года публикуются на страницах «Литературной газеты».
Работая с Юрием Бутыриным, я получал навыки и профессиональное мастерство как мультипликатор. А у кого я учился режиссуре? Конечно, у художественного руководителя нашей студии Фёдора Савельевича Хитрука. Он всё время нас корректировал, смотрел, что хорошо получается, а над чем ещё стоит поработать.
В любом игровом фильме, в первую очередь, должен работать видеоряд. А тем более в мультипликации. И ещё очень важно гармонично распределить три звуковые дорожки: музыку, реплики и шумы.
- О чём мечтаете, Борис Дмитриевич?
- Когда мне было уже лет пятьдесят, работая в «Экране», я думал, что уйду на пенсию и буду заниматься живописью, о чём мечтал с детства. Но когда убедился, что на мою пенсию толком не проживёшь, стал заниматься преподавательской деятельностью. Вторая мечта – повторить своего учителя В.И. Пекаря. На «Союзмультфильме» он работал режиссёром до конца своих дней. Владимир Израилевич всё время находил какие-то новые идеи для творчества. Это прекрасно! Увы, перестройка и постсоветское время дали нам возможность встряхнуться, многое переосмыслить. Снова ничего не сбылось… Теперь есть новая мечта, надеюсь, уж она реализуется. Но говорить о ней пока не буду. Мы ж люди творческие, никогда без дела сидеть не будем. Кто в титрах стоит выше режиссёра? Автор сценария, писатель. Так что у меня есть кое-какие задумки. Хотя, должен сказать, за всю свою жизнь я ещё не написал ни одного сценария к мультфильмам.
Богдан КОЛЕСНИКОВ
Фото автора и из архива