Воспитание начинается с семьи



Татьяна Петровна Иванова родилась и всю свою жизнь живёт в родном посёлке Октябрьском. Окончив среднюю школу № 53, а училась она ещё в старом двухэтажном здании школы, построенном в 1915 году из красного кирпича на средства братьев Шорыгиных, владельцев расположенной неподалёку Старогорскинской мануфактуры, – Татьяна поступила в педагогический институт. Потому что не представляла свою жизнь без школы. И её мечта осуществилась, она вернулась в родную 53-ю школу уже в другом статусе – сначала была пионервожатой, потом учителем истории, а теперь и директором.


На днях мы встретились с Т.П. Ивановой в Октябрьском. Во время нашей прогулки по тенистым улочкам, она рассказывала об истории рабочего посёлка: «На этом месте когда-то стояли деревянные бараки, здесь находилось старое здание 53-й школы, а вот перед нами жилой дом из красного кирпича, построенный для рабочих Старогоркинской мануфактуры ещё во времена Шорыгиных». Татьяне Петровне знакомо в Октябрьском всё и все. И пока мы шли по улице, с ней здоровался каждый прохожий.

 

- Татьяна Петровна, я знаю Вас уже много лет. Бесспорно, Вы – педагог по призванию, преданный своей профессии. А могла ли Ваша жизнь сложиться как-то иначе?


- Я тоже об этом задумывалась. Когда, например, мы с классом ходили на экскурсии в теплицы или на какие-нибудь промышленные предприятия, я невольно примеряла на себя разные профессии и всегда размышляла, смогла бы я работать по той или иной специальности. Наверное, да, если бы очень захотела и прошла соответствующую подготовку. Однако всё это было не моё.


Мои родители Анна Ивановна и Пётр Понкратьевич долгие годы работали на фабрике имени Октябрьской революции. Папа был мастером цеха, а мама трудилась в лаборатории, проводившей исследование пряжи.


На фабрике были люди разных профессий, но мама особенно наблюдала за работой плановиков, бухгалтеров и экономистов. Всегда чистенькие, опрятные, не стоят у станков. И она очень хотела, чтобы после окончания школы я пошла учиться на экономиста. Но у меня были совсем другие планы. Педагогика! Единственное, передо мной стоял выбор – стать учителем математики или истории.


- И гуманитарные науки над точными одержали победу…


- Так распорядилась судьба. Должна сказать, что на моём пути всегда попадались хорошие учителя. Вспоминаю с большой теплотой своих классных руководителей – первого учителя Нину Павловну Гнётову, Нину Александровну Кузнецову и Тамару Владимировну Смирнову, которая вместе с нашим любимым учителем истории Н.К. Мочаловой поставила окончательную точку в моём профессиональном определении.


Пожалуй, мало кто из учителей может уделять столько внимания и заботы своим ученикам. Нина Кирилловна полностью отдавала себя детям, вкладывая частичку себя, своей души в каждого из нас. Мы часто ходили с ней в походы, даже ездили в Эстонскую ССР на поиски жителя нашего посёлка А.Ф. Бондарева, комиссара советской подводной лодки «Калев», затонувшей осенью 1941 года.


Не могу не сказать и о своей пионервожатой Наталии Пичкур. Окончив в 53-й школе четыре класса, я перешла в среднюю школу № 54. И уже здесь меня свела с ней судьба. Наташа сразу поставила меня перед необходимостью научиться общаться с людьми, а также шире смотреть на то, что мы делаем.


Конечно, я благодарна всем своим учителям, но именно те педагоги, чьи имена я назвала выше, определили мою судьбу.


Мне очень приятно, что теперь с Н.Т. Пичкур мы коллеги, она долгие годы является директором гимназии № 46 в Малаховке. Тем не менее, я всегда буду помнить о том, что своим ярким, красивым и счастливым пионерским детством, своей поездкой в «Артек» обязана нашей Наталии Трофимовне.


- И даже пошли по её стопам, тоже поступив в МОПИ имени Крупской.


- Верно, в этом вузе учились и Н.Т. Пичкур, и Н.К. Мочалова.


Окончив 53-ю школу с одной «четвёркой» по русскому языку, я подавала документы в МГУ имени М.В. Ломоносова, на исторический факультет. Было 36 человек на место. Однако именно в тот период определённое количество мест выдавалось народам Крайнего Севера, жителям других отдалённых регионов нашей страны и, конечно, медалистам. Экзамены я сдала успешно, но в списках поступивших моей фамилии не оказалось. Вернувшись домой, стала размышлять – как дальше быть, куда направить свои действия.


В это время из средней школы № 53 задумала уходить старшая пионерская вожатая Татьяна. Директор П.С. Бобров был готов девушку отпустить, однако попросил её найти себе замену. И она, недолго думая, заглянула ко мне домой и предложила попробовать себя в роли вожатой. Мне это было интересно, поэтому сразу согласилась. Так с 1976 года я стала работать в родной 53-й школе. К слову, в тот же период на должности лаборанта, библиотекаря и секретаря сюда приняли ещё трёх моих одноклассниц.


- Насколько я знаю, Вы совмещали работу в школе с учёбой в вузе?


- Да, на следующий год, в 1977-м, я поступила на вечернее отделение исторического факультета Московского областного педагогического института имени Н.К. Крупской. Уже с четвёртого курса нам разрешалось заниматься педагогической деятельностью, но поскольку в 53-й школе не было свободных часов истории, в 1980 году я перешла в среднюю школу № 54, где в течение двух лет проработала воспитателем группы продлённого дня и вела уроки истории. А когда из школы ушла старшая пионервожатая, директор учреждения А.Ф. Оглоблина попросила меня её «временно подменить», параллельно, конечно, преподавая историю. Так на тропе вожатой я оставалась аж до 1985 года.


Кстати, моим первым выпускникам, у них я с 6 класса вела уроки истории, в этом году исполняется по 50 лет. Целенаправленно мы встречаемся редко. Но не потому, что нет желания. Просто частенько видимся в родном посёлке – то на улице, то в магазине, то в школе, куда они приводят уже своих внуков.


С одноклассниками тоже время от времени пересекаемся в Октябрьском. Правда, в начале этого года нас объединило большое событие: Т.В. Смирновой, нашей классной руководительнице, исполнилось 90 лет. И мы ходили её поздравлять.


С 2001 года я возглавляю родную школу и по-прежнему преподаю историю. Руководящую должность оставляла только в 2010-2012 годы, в этот период я работала заместителем руководителя администрации г. Люберцы.


- Как Вам удавалось совмещать работу директора и учителя с должностью председателя Совета депутатов Люберецкого района?


- В школе у меня всегда была надёжная опора, это мои заместители: Лариса Николаевна Анопа, Марина Владимировна Воканова, Татьяна Викторовна Кузнецова, Ирина Юрьевна Малышева и Ирина Владимировна Кадушкина. При хороших заместителях директор может совмещать.


- Вы не только представляли интересы родного Октябрьского в Совете депутатов Люберецкого района, но и были избраны председателем Совета. Чего удалось добиться для родного посёлка?


- В первую очередь, смогли сохранить и восстановить школьный бассейн. (На сегодняшний день 53-я школа единственная из общеобразовательных учреждений г.о. Люберцы, где функционирует бассейн, в котором проводятся занятия плаванием в рамках уроков физкультуры у младших школьников, – прим. авт.). Ведь с 1995 года в течение десяти лет он находился в плачевном состоянии. И благодаря поддержке многих неравнодушных людей, в том числе министра образования Московской области Л.Н. Антоновой, депутатов Госдумы В.А. Семёнова и Мособлдумы В.П. Ружицкого, а также главы пос. Октябрьский Ю.В. Байдукова мы смогли его отремонтировать и уже в 2008 году провели здесь первые после длительного перерыва занятия плаванием.


Теперь нашей гордостью стала и открытая в конце 2018 года на территории школы универсальная спортивная площадка. За её строительство и оснащение я хочу выразить слова признательности главе городского округа Владимиру Ружицкому, депутатам Мособлдумы Дмитрию Дениско и Игорю Коханому, а также начальнику управления образования Виктории Бунтиной и первому заместителю главы администрации г.о. Люберцы Ирине Назарьевой.


- Вы возглавляете школу почти два десятилетия. Многих жилых высоток, которых теперь в Октябрьском немало, в начале 2000-х ещё не было. Как и не было соседствующей с вами 54-й школы. Сколько мальчишек и девчонок в то время училось в единственной в посёлке школе?


- Доходило до 1200 учащихся при проектной мощности 1176 человек. Но с такой нагрузкой мы запросто справлялись, поскольку школа работала в две смены. Самый пик пришёлся на девяностые годы, именно в то время были введены в эксплуатацию жилые дома в микрорайоне «Западный». Тогда в 53-й школе обучалось почти 1 500 человек. Собственно, столько же учащихся у нас и сегодня. Семь первых классов, а это больше 220 детей. Вот такая у нас большая и дружная семья.


- Понятно, что и теперь без второй смены не обойтись. Но ведь шли разговоры о строительстве пристройки. Лёд тронулся?


- Увы, изменились градостроительные нормы, поэтому пристройку на запланированном месте, около школы, возводить не будут. Однако велика вероятность, что новую школу построят в микрорайоне Красное знамя.


- Наверняка в трудную минуту рядом с Вами находятся самые близкие люди, это родные. Расскажите о них.


- С мужем Владимиром Николаевичем мы вместе почти 30 счастливых лет. Он тоже наш земляк, выпускник средней школы № 47. По образованию – горный инженер, много лет проработал на Малаховском экспериментальном заводе.


Сын Александр подарил мне двух чудесных внучек. Настя, старшенькая, уже перешла на 2-й курс медицинского университета имени Н.И. Пирогова, а Анечка учится в 4 классе.


- Вы строгая мама и бабушка?


- Мамой я была более строгой, наверное. А вот бабушка… (Задумалась). Пожалуй, я отношусь к категории тех бабушек, которые своих внуков любят больше, чем детей.

 

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора

 

***

- Вспоминаю, как мы пионерами ездили в Калужскую область на Зайцеву гору (Её часто называют «высотой смертников». Именно здесь был самый продолжительный штурм высоты в истории Великой Отечественной войны. На вершине горы находится братская могила. Только в ней покоятся около 100 000 бойцов. В апреле 1942 года Заячью гору штурмовала 146-я стрелковая дивизия, и за несколько дней из 11,5 тыс. бойцов в живых осталось только около 4 000 человек, – прим. авт.)

Старшая пионервожатая Наталия Пичкур поручила мне привезти знамя пионерской дружины обратно в Октябрьский. Когда мы сели в автобус и отправились в сторону дома, я аккуратненько положила его у стенки и… благополучно про него забыла. А вспомнила о нём, когда уже подходила к дому. Рассказала всё как есть отцу. «Собирайся, поедем искать», – строго сказал он. Уставшая, я снова обулась, и мы с папой поехали на «Ждановскую», где в то время находилась автостанция.

«Пока не найдём, домой не поедем», – сказал мне отец во время «поисков». Много автобусов мы обыскали, к счастью, знамя нашли.

Не скажу, что родители воспитывали меня с сестрой Наташей в строгости, но в честности – точно. И сколько бы времени не прошло, я убеждена: воспитание начинается с семьи.

Нет комментариев
Добавить комментарий