Вся жизнь прошла в родном посёлке

В преддверии самого главного в нашей стране женского праздника мы побывали в гостях у ветерана Томилинского завода полупроводниковых приборов, известной в нашем городском округе общественницы Тамары Никитичны Осиповой. Сейчас ей 86 лет, и 85 из них она проживает в Томилине. Её общий трудовой стаж ни много ни мало 55 лет. И все эти годы она работала только на территории родного посёлка.



Опубликовано - 08.03.21 в 15:00 время чтения ~ 7 минут



- Мне ещё года не было, когда семья переехала из города Колпино, где я родилась, в подмосковное Томилино, – вспоминает Тамара Никитична. – Так с 1935 года я здесь и проживаю. Помню начало войны, во время бомбёжек мы прятались в бане, в которой был организован санпропускник. Знаю, несколько снарядов всё-таки упало на территории Томилина, до сих пор перед глазами стоит то место, где находилась воронка.


В сентябре 1941-го мама увезла меня с сестрой Валентиной в Калужскую область, в деревню Селино, где проживали бабушка Матрёна и дедушка Яша, мамины родители. Там я впервые увидела немецких оккупантов, которые в течение нескольких дней простояли в нашей деревне. Местных жителей они не трогали, а нас, детей, даже иногда подкармливали.


В Селине мы пробыли до весны 1942 года и вернулись в Подмосковье. Окончила я здесь семь классов школы № 2 (ныне Томилинская СОШ № 14), затем в течение трёх лет проходила обучение в вечерней школе в Малаховке.


Пора трудиться! Пришла на Томилинский электровакуумный завод, но мала я ещё была, не взяли. Помню, начальник отдела кадров Нестор Намацелюк мне сказал: «Получишь паспорт, приходи». В том же 1950 году, 30 октября, мне исполнилось 16 лет, в ноябре получила паспорт и пришла на ТЭЗ. И 18 декабря уже вышла на работу, взяли меня ученицей контролёра в отдел технического контроля в 5-й цех. Должна сказать, что тогда на заводе не полупроводники изготавливали, а цоколи для лампочек – от карманных фонариков до прожекторов. В ОТК мы проверяли оцинкованные и латунные цоколи. Если попадался брак, возвращали в гальванический цех.


Спустя годы многие цеха ТЭЗа были перепрофилированы, а предприятие сменило название на Томилинский завод полупроводниковых приборов. И меня перевели мастером в цех № 6, здесь уже изготавливались полупроводники. Но надолго я здесь не задержалась и спустя чуть меньше года вернулась в ОТК, в котором и проработала больше сорока лет.

Поскольку работали мы в основном на оборонку, наш цех считался «закрытым». Чтобы попасть на производство, нужно было пройти двойной контроль.

 


Во время нашей встречи Тамара Никитична с благодарностью вспомнила о директоре ТЗПП Борисе Станиславовиче Куржелевском. Именно он оказал ей содействие в получении квартиры. Ведь на заводе она проработала больше 10 лет, и на тот момент у Осиповых уже подрастал маленький сынишка Геша, но ютилась молодая семья то на ул. Гаршина у родителей Тамары, то у родителей её супруга Геннадия на улице Жуковского.


С Томилинского завода полупроводниковых приборов Тамару Никитичну уволили «за строптивый характер». Но теперь она вспоминает об этом с улыбкой. Дело в том, что в 1991 году её родная сестра Галина вышла замуж и переехала жить в Израиль. А год спустя она прислала ей приглашение и билеты на самолёт. Но Т.Н. Осипову с работы наотрез отказывались отпускать на весь отпуск. Хотя билеты приобретены уже в оба конца. Тогда отважная Тамара Никитична решается на крайний шаг и, минуя непосредственного начальника, который отказался ей подписать заявление на отпуск, пришла к вышестоящему начальству. И получила согласие. Да, она успешно улетает погостить к сестре в Израиль, однако вернувшись домой узнаёт, что её фамилия занесена в список на увольнение. Дали Тамаре Никитичне отработать два месяца, а в сентябре с ней попрощались…


Но не с её характером отчаиваться и опускать руки. Спустя пару месяцев после увольнения она случайно встретилась на улице с заместителем директора по качеству. Он осознал, что упустил ценный кадр. И предложил ей вернуться назад. Но Тамара Никитична за словом в карман не полезла: «Я уже работаю, да и зарплата вдвое больше, чем на заводе». На этом их разговор закончился. Хотя ещё всю зиму и полвесны она просидела дома и только в начале мая устроилась во неведомственную охрану, в которой проработала больше 13 лет.


Уйдя на заслуженный отдых, Тамара Никитична не смогла сидеть без дела и влилась в общественную жизнь Люберецкого района. Ни одно мероприятие не обходилось и не обходится без её участия.


После ухода из жизни Раисы Васильевны Павленко она возглавила Совет ветеранов посёлка Томилино. Однако в силу определённых обстоятельств, в результате которых Тамара Никитичны с обширным инфарктом загремела в больницу, спустя несколько лет ей пришлось сложить с себя полномочия.


Но сегодня она по-прежнему в строю. Занимает должность заместителя председателя Совета ветеранов пос. Томилино, а также является активным членом общественной организации «Дети войны. Память».


Почётный ветеран Подмосковья Т.Н. Осипова отмечена знаком отличия «За заслуги перед Люберецким районом», нагрудными знаками пос. Томилино «За отличие» и г.о. Люберцы «За активную гражданскую позицию», медалью «Ветеран труда», многими другими наградами.

 

После завершения нашей беседы Тамара Никитична предложила нам немного прогуляться по посёлку. Не торопясь мы прошлись по улочкам, заглянули в жилые дворы, в которых прошли всё детство и юность моей героини.


Конечно, здесь давно всё изменилось, но Т.Н. Осипова рассказывает обо всём так, словно это было вчера. И детские воспоминания окрасились ноткой ностальгии… «Когда мы переехали в Томилино, ни улицы Гоголя не было, ни Гаршина. Вокруг стояли длинные деревянные бараки, в которых жили в основном семьи работников Центральных складов, занимавших здесь очень большую территорию, – вспоминает Тамара Никитична. – На них трудились и мои родители. Кстати, отец с дедом принимали участие во внутренней отделке вот этой бани. (Указывает на стоящее по правую руку одноэтажное здание). Внешний вид её, конечно, осовременили, но здание то же. Рядом с баней стоял 8-й барак, мы жили в нём до войны, переехав из Ленинградской области». Идём дальше. Заходим во двор дома № 19 по улице Гоголя. Когда-то тут стоял памятник Ленину, теперь на этом месте детская площадка. Недалеко от дома № 23 в годы войны стояла кубовая.


- Кипяток отпускали по талонам. Ведро воды за 30 копеек, чайник – 15. Здесь же находилась общественная плита, в тёплое время года жители приходили сюда готовить обед и ужин, – продолжает Тамара Никитична. – На месте, где сейчас стоит дом № 25, была столовая. Обед выдавался по талонам, моему отцу, например, их выдавали на Центральных складах, где он работал каменщиком, а позже – начальником 5-го склада (К слову, во время войны в одном из цехов здесь изготавливали лыжи для специальных лыжных батальонов, а бракованные лыжи «списывали» и отдавали детям, мы привязывали их к валенкам и с удовольствием катались).


На первое в столовой чаще всего готовили гороховый суп, а на второе – картошку с каким-то мясом, – с улыбкой вспомнила Тамара Никитична.


Экскурсия продолжается. Выходим на улицу Гоголя. Через дорогу напротив главного входа на НПП «Звезда» установлен стенд, на нём увековечены имена участников Великой Отечественной войны, в разные годы проживавших в Томилине. «Это наш Бессмертный полк. Вот портрет первого председателя Совета ветеранов посёлка Бориса Александровича Яшина, а это Михаил Елисеевич Борисов, он преподавал у меня в школе русский язык. Здесь же можно увидеть портреты и многих наших заводчан. Когда прохожу мимо, обязательно останавливаюсь, всем им поклонюсь». Направляемся в сторону томилинского перекрёстка. На углу слева – дом № 13, по словам Тамары Никитичны, здесь был первый в посёлке гастроном.


Мы уверены, что на страницах «ЛГ» мы ещё не раз опубликуем воспоминания Т.Н. Осиповой, ей действительно есть что рассказать о родном посёлке Томилино и о людях, с которыми она работала долгие-долгие годы.

 

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора

Нет комментариев
Добавить комментарий