Заменить моего отца маме не смог никто

День 16 декабря 1965 года многие из люберчан старшего поколения помнят до сих пор. Тогда о подвиге жителя Люберец говорили не только в городе, но и во всей огромной стране, называвшейся СССР. Десятки посылок с подарками детям, сотни писем с поддержкой и словами восхищения героическим поступком приходили в адрес семьи человека, которого звали Михаил Николаевич Митрофанов. Хотя самого героя уже не было в живых.



Опубликовано - 25.12.21 в 12:00 время чтения ~ 10 минут



А начало этой истории не предвещало ничего трагического. Как и много раз до этого, в зимний вечер 16 декабря Михаил Николаевич торопился домой на машине из очередной командировки. Намотав в геологоразведочных экспедициях по стране не одну сотню километров, в этот раз накануне нового 1966 года он возвращался домой в Ухтомку, чтобы встретить его в кругу своей семьи: мамы, молодой жены и двух малолетних дочерей – старшей Ирочки и младшей Леночки. Михаил Николаевич всегда по приезду радовал домашних и привозил из экспедиций для семьи различные вкусности: от собранных им в свободное время грибов и лесных ягод до готового варенья из южных фруктов. Каждый раз для него время пребывания в семье пролетало незаметно. Вот и сейчас, еще не доехав домой, он переживал о том, что после Нового года его снова ожидала длительная разлука с семьёй и очередная экспедиция с геологами.


Как стало известно позднее, Михаил Николаевич уже проехал по центру Люберец, привычно свернул к «горбатому» мосту через железную дорогу, за которым начинался крутой спуск. На мосту перед автомобилем Михаила Николаевича медленно двигался рейсовый автобус, который почему-то постепенно смещался к краю 9-метрового обрыва. Обгоняя автобус и поравнявшись с ним, Михаил Николаевич увидел, что кабина водителя была пуста, а за рулем – никого. Решение у него созрело мгновенно: ему потребовались секунды, чтобы обогнать автобус и перекрыть своим грузовиком ему путь к обрыву. Выпрыгнув из кабины автомобиля, Митрофанов бросился к автобусу и попытался открыть дверь его кабины. Но дверь не поддалась…


Позднее в газетах писали, что же тогда реально произошло. А случилось вот что. « Рейсовый автобус «ЗИЛ-158» «Белая Дача — Кожухово» отошел от железнодорожной станции Люберцы, как обычно в это время, переполненный людьми. Уже на мосту кто-то из пассажиров крикнул водителю, что в автобусе нет кондуктора. Водитель, проехав мост и остановив автобус на обочине, пошел обратно на станцию к диспетчерской за кондуктором.


Время шло. Пассажиры начали волноваться. Кто-то попытался пройти вперед и открыть дверь. В этот момент автобус тронулся под гору».

В автобусе среди пассажиров началась паника. Как рассказывали очевидцы, кричали женщины, прижимая к себе детей. Мужчины пытались разбить окна. Все понимали, что автобус вот-вот свалится под откос…

Михаил Николаевич тоже понял всю опасность ситуации, когда оказался рядом с движущимся к откосу автобусом, мгновенно схватил лежавший на снегу большой камень и подкатил под ближайшее к обрыву колесо. Камень стал тормозить движение автобуса, который вскоре подмял под себя и нашего героя. Камень давил ему на грудь, рейсовый «ЗИЛ-158» несколько свернул в сторону от обрыва на дорогу. Но Михаил Николаевич уже был без сознания. Автобус проехал по его грудной клетке, докатился до грузовика и с грохотом остановился. Так ценой жизни одного тридцатисемилетнего человека были спасены более 70 человеческих жизней. В воскресенье Михаил Николаевич был похоронен на старом Люберецком кладбище. Попрощаться с ним пришли не только родные, близкие и коллеги по работе, но и спасенные им пассажиры автобуса.


О подвиге люберчанина узнала вся страна. Впоследствии Главное информационное агентство страны – ТАСС - сообщило: «Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1966 года посмертно награжден Орденом Ленина М.Н.Митрофанов, шофер автобазы Главтранспроекта Министерства транспортного строительства СССР, ударник коммунистического труда».

Газета «Комсомольская правда» 26 января 1966 года писала: «…В начале января 1966 года в целях увековечения подвига шофёра Митрофанова Люберецкий исполком горсовета вынес решение о переименовании улицы Красногорской в улицу М.Н. Митрофанова. У Наташинских прудов мужественному шофёру установлен памятник скульптора А.М. Портянко».  

Именем М.Н. Митрофанова были названы не только улица в городе Люберцы, но и многие молодежные организации по всей стране. Имя героя было присвоено пионерской дружине Люберецкой средней школы №11.


Нескончаемый поток писем и посылок со всех уголков большой советской страны приходил в адрес Митрофановых. Люди присылали семье не только вещи, денежные переводы, но и письма, открытки, книги.


«У нас до сих пор хранится среди книг хорошо проиллюстрированный сборник произведений украинского поэта Тараса Шевченко на украинском языке, который нам тогда прислала одна из семей, проживающая в Украине», - рассказала корреспонденту «Люберецкой газеты» старшая дочь Михаила Николаевича Ирина Михайловна.


После гибели М.Н.Митрофанова и широкого резонанса по стране о его героическом поступке городские власти Люберец предоставили его семье в одной из новостроек двухкомнатную квартиру, а рядом и жилье для его матери – Ефросиньи Андреевны с младшим сыном.

Но вскоре без отца и мужа, основного кормильца, семья Митрофановых оказалась в тяжелом финансовом положении. Его жене, Надежде Александровне, пришлось полностью взять на себя всю заботу о дочерях, из которых старшей Ирине исполнилось всего год и 8 месяцев, а младшей Елене – только 1,5 месяца.


 «После гибели отца мы жили, конечно, трудно. Маме приходилось одной содержать всю нашу семью. Часто нам доводилось питаться одними макаронами. А предоставленная нашей семье новая квартира из-за безденежья долго оставалась полупустой. У нас даже обеденного стола как такогого не было. Его функцию выполняла большая картонная упаковочная коробка из-под спичек, взятая на складе в магазине», - вспоминает Ирина Михайловна.

Частично решить проблему с мебелью помогли бывшие коллеги по работе Михаила Николаевича из автобазы Главтранспроекта Минтранстроя СССР, которые приехали навестить семью Митрофановых. После их отъезда в квартире появились новые стол и кровать.

«Мама замуж больше так и не вышла. Как рассказывали мне сестры отца, папа, который рос в многодетной семье,  был интересным и достаточно эрудированным человеком. Я думаю, что в жизни мама больше никого так и не встретила, кто мог бы по характеру и деловым качествам быть наравне с моим отцом», -пояснила старшая дочь Ирина Михайловна.


Михаил Николаевич был намного старше своей супруги, волевым и смелым человеком. И в самое ответственное время он всегда был собран и готов к решительным действиям. Так произошло и несколькими годами ранее на Дальнем Востоке. Там Михаилу Николаевичу пришлось броситься в ледяную воду, чтобы спасти упавшего с моста в реку малыша.


«Он по характеру был такой, что не мог пройти мимо чужой беды, готов был с риском для своей жизни спасать других, не думая порой о возможных последствиях для себя. Мне об этом не один раз говорила мама», - вспоминает Ирина Михайловна.

Отец Михаил очень любил её маму Надежду. «Спустя годы, повзрослев, я по многу раз перечитывала его письма, которые он писал ей из различных геологоразведочных экспедиций, в которых работал водителем автомобиля. Признаюсь  честно, что таких трогательных и нежных писем, которые получала мама от отца, я не припомню даже у Бернарда Шоу. Мне кажется, что такие письма следовало бы издавать, чтобы женщины, читая их, прониклись пониманием, что такое настоящая любовь», - говорит Ирина Михайловна.

По её словам, их мама ценила внимание и заботу мужа. И каждый раз к очередному возвращению его из длительных экспедиций готовила от себя сюрприз: от каких-то новых блюд до масштабного ремонта кухни своими силами. «Мама всегда говорила нам, что нашему папе это будет приятно!», - приводит слова матери Ирина Михайловна.


Память об её отце до сих пор хранится и бережно передается в семье новому поколению Митрофановых. Ирина Михайловна вышла замуж, сменила девичью фамилию Митрофанова на Григоревич, а родившемуся сыну дала имя в честь своего отца - Михаил. В настоящее время сын проживает в квартире её геройски погибшего отца – Михаила Николаевича. У младшей сестры Елены судьба сложилась трагически: в 2004 году она погибла в автокатастрофе по вине пьяного водителя. Её дети – сын Илья и дочь Ирина живут в подмосковной Лобне.

«До самой гибели сестры мы все время жили с ней детским предчувствием того, что в одно прекрасное время отец снова неожиданно появится дома и больше никогда не расстанется с нами, - вспоминает старшая дочь Ирина Михайловна. -Отец всегда незримо присутствовал в нашей семье в любых ситуациях: и в момент радости, и когда в семью приходила беда».  


Сама же Ирина Михайловна более 20 лет трудится в Люберцах в научно-производственной фирме «Техэнергокомплекс», которая разрабатывает и серийно производит современное и высококачественное электротехническое оборудование. Ирина Михайловна любит свою работу и много лет возглавляет один из производственных участков компании.


Её сын Михаил после школы вначале окончил техникум, а затем получил высшее техническое образование и стал инженером. Он, видимо, унаследовал способности своего деда, Михаила Николаевича Митрофанова, который очень любил автомобили и мог в них устранить любую неисправность.

 

Виталий Зырин


Нет комментариев
Добавить комментарий