Знала каждый самолёт

Вот уже почти два десятилетия живёт в Люберцах улыбчивая и очень доброжелательная бабушка по фамилии Барабушка. Участница Великой Отечественной войны, она перебралась в Подмосковье с семьёй из Киева, где проходил военную службу её супруг.



Опубликовано - 24.05.20 в 13:37 время чтения ~ 2 минуты



Елена Ивановна, именно так зовут нашу героиню, на фронте была связисткой. Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «В память 1500-летия Киева», «Ветеран труда» и другими наградами.

 

Родилась Елена Ивановна в Тамбовской губернии 27 июля 1923 года. У родителей было три дочери. Но вследствие того, что в регионе в то время свирепствовал брюшной тиф, её мама и обе сестры рано умерли, а в 13 лет Лена Долгова осталась круглой сиротой. Девочке пришлось скитаться по родственникам, жившим в её родной деревне Змеёвка.


В конце тридцатых годов девушка переехала в Химки, здесь в жилом доме находилась комната её бабушки и дедушки. На билет денег не было, поэтому она, как и многие её сверстники, да и люди постарше, у кого тоже не хватало или вовсе не было средств на проезд, добиралась в столицу на крыше вагона.


В Москве училась в вечерней школе и работала на заводе № 37 имени Серго Орджоникидзе, в 1939 году здесь приступили к выпуску танков Т-40.


Началась Великая Отечественная война. В октябре 1941 года из-за высокой вероятности захвата столицы СССР немецкими войсками коллектив и оборудование завода по железной дороге эвакуировали на Урал. Станки устанавливали на платформы и отправляли в Свердловск. А поскольку завод военный, никому из личного состава не сообщалось, когда именно будут эвакуировать самих заводчан. За информацией приходилось каждый день к определённому времени приезжать на предприятие, так продлилось около двух недель. В один из дней пригородный поезд, в котором Лена возвращалась домой, попал под сильную бомбёжку. И вместо обычных 40 минут она добиралась до Химок три часа. Уставшая, девушка легла спать, а в голове кружилась только одна мысль: будет ли она жива наутро?


На следующий день решила на завод не ездить, ведь повсюду снова и снова доносились разрывы снарядов. Но когда через день приехала на работу, узнала, что весь личный состав завода был эвакуирован ещё вчера…


И только через 36 лет Елена Барабушка узнала, что этот эшелон в течение трёх суток простоял всего в нескольких километрах от Северного, ныне Ярославского, вокзала. Если б она знала это тогда, в октябре сорок первого, то, по словам самой Елены Ивановны, она не пошла, а поползла бы туда на коленях со слезами на глазах от радости, что успела, что она – вместе с родным коллективом.


Но судьба распорядилась иначе. Работы нет, есть нечего, родных в Москве нет. Один путь – добровольцем идти в армию. В Павловском Посаде в течение четырёх месяцев Елена прошла курсы военных связистов и уже с 26 апреля 1942 года она находилась в рядах действующей армии. Служила под Москвой в войсках ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи), была связисткой.


В самолётах разбиралась «на ура». И по внешнему виду, и по гулу могла сразу определить, какое воздушное судно пролетает. До сих пор со страхом в глазах она вспоминает тот день, когда на Москву одновременно летели сотни вражеских самолётов, даже неба видно не было. Такой гул вокруг стоял, что у некоторых девчат барабанные перепонки лопались.


Здесь же, в Подмосковье, в годы войны она познакомилась со своим будущим мужем майором Сергеем Барабушкой. Они поженились сразу после окончания Великой Отечественной и прожили больше 30 счастливых лет.


Как жена военнослужащего, Елена Ивановна вместе с мужем объездила полстраны. Жили в военных городках на Дальнем Востоке, Украине. Когда Сергей Стефанович демобилизовался, он устроился в отдел кадров завода ЖБК в Киеве. Елена Ивановна занималась воспитанием двоих детей, Саши и Вали. А немного позже, окончив торгово-экономический техникум, работала в сфере торговли. Около 20 лет назад семья переехала в Люберцы. У Елены Ивановны три внучки и четверо правнуков.

 


Богдан Колесников


Фото из семейного архива ветерана

Нет комментариев
Добавить комментарий